Posted 17 апреля 2020, 11:45

Published 17 апреля 2020, 11:45

Modified 16 октября 2022, 18:38

Updated 16 октября 2022, 18:38

Онлайн-свадьбы и безработица: как коронавирус убил индустрию праздника на Ставрополье

17 апреля 2020, 11:45
Куда приведет коронавирус свадебную индустрию Ставрополья, кто остался без работы, откроются ли рестораны и когда сыграют первую онлайн-свадьбу, разбирался корреспондент NewsTracker.

Свадьба — это тот праздник, который должен запомниться на всю жизнь шумным весельем, встречами с родственниками. Но в этом году в самом начале свадебного сезона все пошло не по плану.

Свадьбы без гостей

После выступления губернатора Ставропольского края и подписанного им постановления ЗАГСы, как и многие другие организации, ушли на вынужденные каникулы.

С 1 апреля 2020 года в отделах ЗАГС Ставропольского края изменили режим работы. Теперь регистрация рождения и смерти будет осуществляться только по предварительной записи, регистрация заключения или расторжения брака по взаимному согласию будет производиться только по заявлениям, поданным ранее.

Кроме того, как сообщают в организации, подать заявление на регистрацию заключения брака и расторжения брака по взаимному согласию можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг на даты не ранее 01 июня 2020 года.

«Что касается тех, чьи церемонии выпали на время режима самоизоляции, нашими специалистами проводится работа по переносу даты регистрации брака на более поздний срок, тем более законом предоставлена такая возможность. Ведь заявление на регистрацию брака можно подавать за год до предполагаемой даты. Если молодожены не желают менять дату регистрации — регистрация заключения брака проводится только в присутствии лиц, вступающих в брак, без приглашенных гостей», — пояснил представитель ЗАГСа.

По его словам, пока случаев, чтобы ставропольцы не соглашались на предоставленные условия и забирали заявления, не было. А вот что касается разводов, в Управлении незначительное их снижение, несмотря на шутку, которую активно распространяют по соцсетям, что семейные пары оказались не готовы к столь длительному времени без возможности покинуть квартиру.

Ведущие без работы

NewsTracker решил узнать, как обстоят дела у тех, кто фактически живет за счет свадеб и других массовых мероприятий. Официальный представитель свадебной премии WEDDING PRO AWARDS, номинант на звание лучший свадебный ведущий ЮГА России 2019 года Василий Елисеев (Vasilii.elis) рассказал, что сфера свадебных услуг из-за пандемии сильно изменится.

«Для примера, в апреле прошлого года у меня было 7 свадеб, в мае было 5 или шесть, но это считается загруженными месяцами, потому что сверх этого есть юбилеи, корпоративы, клубные вечеринки, я не первый год работаю на постоянке с несколькими заведениями. Были заработки, все шло полным ходом. Для нас апрель–май горячая пора, в том числе потому, что именно в эти месяцы активно начинают искать ведущих на летние свадьбы, то есть это бронь на все лето», — рассказал Елисеев.

По его словам, он, как ведущий, первый ощущает удар, так как все сначала ищут ведущего, а потом с его помощью находят других специалистов.

«В этом апреле ровно ноль обращений. Я нахожусь в чатах по всему Югу России. Перед карантином за день буквально у меня было 4 заявки на свадьбы на конец апреля, на май и на сентябрь. И все отменились», — рассказал ведущий.

По его словам, заказчики на свадьбы и корпоративы присматриваются к специалистам и думают, но все боятся планировать и договариваться.

«За все время у меня был один заказ на юбилей 17 апреля, в станице Ессентукской в ресторане на 10 человек. Но в связи со всеми непонятками, пропусками, режимами обязательной самоизоляции, я не мог гарантировать, что доеду туда, и отказался. Все ранние брони мы перенесли на лето. Не только я, многие мои коллеги, по человечески отнеслись к ситуации», — сообщил собеседник.

Онлайн-свадьбы

По мнению ведущего Василия Елисеева, неизвестно, что будет с ресторанами после кризиса. В Москве уже их закрыли до сентября. А свадьбы могут разрешить уже летом. Поэтому многие планируют новые интересные форматы проведения торжеств.

«Мы сейчас готовим полностью выездной формат с техникой, со столами, аркой где-нибудь в лесу. Свадьба — это часть культуры, понятно, что коронавирус, понятно, что кризис, но это культурный пласт, который был даже при войне и голоде. Мы торгуем эмоциями, а как их передать — это второй вопрос. Можно и онлайн открытку написать человеку так, что он просто ошалеет и ему будет приятно. Тем более, когда он стеснен морально и финансово. А сейчас большинство именно такие. Информация о пандемии давит на людей, многие лишились работы», — рассказал Василий.

Он отметил, что после таких ограничительных мер вернутся далеко не все рестораны, многие уже закрылись не просто на карантин. Ресторан — это такой бизнес, который работает в долг. Когда ресторан открывается, он со всеми производит постоплату. Работники месяц отработали — получили зарплату, поставщик месяц поставляет продукты — получает оплату. А сейчас ресторан не работает, доходов нет, а рассчитываться с работниками и поставщиками надо. Уже сейчас многие заведения пытаются признать себя банкротами и закрыться.

«Еще мы активно работаем над организацией онлайн-свадеб. В данный момент готовим открытие онлайн-ресторана, и этот формат не плох и не смешон, потому что молодые с минимумом затрат могут получить тот же эффект. Какова цель свадьбы? Пообщаться с родственниками, которых давно не видел, выпить, получить поздравления. Формат онлайн поможет подключить человека хоть с дальнего севера, и он поприсутствует на свадьбе, хотя на обычную приехать бы и без коронавируса не смог», — пояснил ведущий.

Выживут только сильнейшие

Также Василий Елисеев обратил внимание, что по сравнению с тем же Ростовом-на-Дону в Ставрополе ситуация гораздо хуже.

«У нас нет заводов, которым можно было бы работать. Ставрополь — город услуг, большая часть людей работает в ресторанах, а значит остались без работы. И остается только надеяться, что все скоро закончится. У меня лично 2 варианта: либо жизнь начнет налаживаться в начале лета, но это оптимистичный прогноз, либо осенью. Но все понесут убытки. Все, кто собирались пожениться весной и летом, начнут играть свадьбы, но охватить их мало кому удастся. Даже, делая скидки на четверг, воскресенье. И все равно восполнить потери не получится. Свадьбы — утомительный процесс и уже после трех-четырех подряд у меня садится голос. Таким образом, снизится и качество, и количество. Это я не говорю о том, что финансово много свадеб сольется, многие просто не смогут оплатить. Сколько людей и как быстро встанут на ноги?», — сообщил собеседник.

У ведущих перед остальными свадебными специалистами есть ощутимое преимущество — это минимум вложений. Вложить в себя определенную сумму на костюм, маникюр, прическу, и можно идти работать. И несмотря на это, в сфере выживет только сильнейший.

«Мы все остались с нулевыми доходами, доход упал на -100%, поэтому многие сольются, ища себе альтернативные заработки. С одной стороны это разрядит рынок, с другой — сама сфера сильно пострадает. Когда у меня ежемесячный доход превышал 100 тысяч рублей, а власти мне, как человеку потерявшему работу, предлагают 1,5 тысячи в месяц, что в 3 раза ниже счетов за коммуналку, это выглядит смешно, это даже не МРОТ, который обещает президент», — добавил Елисеев.

Он признался, что пандемия и отсутствие работы подталкивает его расширять свою деятельность, и он вместе с командой на время коронакризиса уходит в SMM-сопровождение. Но сфера выбрана так, чтобы не отходить от своей основной деятельности и потом безболезненно вернуться, может быть, сохранив и эту ветку.

Индустрия страдает давно

Оформитель Роман Каркищенко рассказал, что 10 лет назад он открыл магазин «Шоколадный барон» (после недавнего ребрендинга «Event Friends») и почти каждый год на индустрию обрушивались новые проблемы.

«Индустрия страдает давно. Из-за тендеров стали появляться ненужные люди, и сфера стала терять качество. В позапрошлом году нам повышали налоги, запретили фейерверки, мы придумали шарики с диодами, потом и их запретили. Еще полрынка уничтожило введение онлайн касс. А теперь и коронавирус, который сводит весь доход компании к нулю», — рассказал собеседник.

Он сообщил, что только недавно появилась уверенность в конце весны. Лет 5 назад май считался мертвым сезоном, из-за суеверий никто жениться не хотел. Потом на май упала неплохая нагрузка, потому что специалисты отследили сезонность и стали делать скидки на «несезон». И год начал выравниваться. Потом они поиграли так с днями недели.

И весь год равномерно начал приносить прибыль, но сейчас острым углом встала неуверенность в завтрашнем дне.

«Изначально объявили, что ограничения вводят до 6 апреля, мы взяли заказ на свадьбу 11 апреля, а каникулы продлили до 30-го. Клиенты сначала пообещали перенести, но когда узнали о закрытии ресторанов в Москве до осени, начали паниковать и просить задаток назад. Мы задушены полностью», — рассказал Каркищенко.

Он признался, что несколько дней назад закрыл свой магазин, чтобы избавиться от налогообложения ЕНВД, так как в последние годы прибыли магазин почти не приносил, весь доход шел с оформительской деятельности.

«Если бы была возможность заморозить ИП на месяц, два, мы бы заморозили. Просто чтоб не платить пенсионные взносы. Мы бы подтвердили по онлайн-кассам, что у нас не было никаких продаж. Но нам такую услугу не предоставили. Единственное, что нам сказали можно сделать, это закрыть ИП и получить 42 тысячи рублей, как человек, потерявший источник дохода. А когда все закончится, открыть заново, но вся эта бумажная волокита, потом заново регистрировать те же онлайн кассы. И большой вопрос, выгоднее это или нет», — рассказал Каркищенко.

По его мнению, власти думают, что свадебная индустрия начала терять деньги, когда объявили самоизоляцию. Но это случилось гораздо раньше. Когда только начали тихо в кулуарах говорить о возможных ограничительных мерах.

Он добавил, что главная проблема этого кризиса — отсутствие четких временных границ, если бы они были, каждый специалист мог бы работать на удаленке, обсуждать детали, рисовать эскизы, и у многих была бы цель выжить.

Подпишитесь