Posted 16 октября 2018,, 16:02

Published 16 октября 2018,, 16:02

Modified 16 октября 2022,, 17:59

Updated 16 октября 2022,, 17:59

«Пограничное» состояние Ингушетии. Цена вопроса - нефть?

16 октября 2018, 16:02
Почти две недели в Ингушетии продолжаются протесты против соглашения об установлении новой границы с Чеченской республикой. С минувшего понедельника митинг носит официальный характер. Получено разрешение на его проведение от Правительства Ингушетии. Оно согласовало продление митинга в Магасе до 17 октября.

Спорное соглашение

Недавнее обострение в Кабардино-Балкарии, закончившееся сменой руководителя региона, неутихающие споры по разграничению Чечни и Ингушетии могут привести к скоропалительному выводу о новом витке напряженности на Северном Кавказе. На самом деле эти противоречия не новы, и они возникают периодически.

В частности, ингуши вообще остро реагируют на любую информацию (будь то правда или фейк), которая касается их границ, непосредственно с Чечней. Этому способствуют несколько факторов. Прежде всего, желанием местного населения отстоять свое право на самостоятельную территорию. Особенно остро это проявилось в 90-е годы, когда Ингушетия буквально находилась между «молотом и наковальней» - между воюющей Чечней и зоной конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Выработался своеобразный условный рефлекс - остро реагировать на любые попытки, реальные или мнимые, поставить под сомнение право региона оставаться в его нынешних границах.

Второй фактор, и его можно назвать наиболее актуальным, то, что в республике действует множество разнородных, но активных оппозиционных групп, пользующихся поддержкой как внутри региона, так и за его пределами, включая дальнее зарубежье. Именно они разворачивают вопрос о границах с Чечней против нынешнего главы республики.

Советник главы Ингушетии Артем Перехрист высказал собственное предположение касательно природы нынешнего массового протеста.

«Сейчас мы можем увидеть, что множество групп в фейсбуке, а также многочисленные телеграмм-каналы призывают людей выходить. И мы видим, что только 10% их трафика производится в Ингушетии, а остальное — это Москва. Там целые команды работают: райтеры, дизайнеры, монтажеры. Работает целая сеть! Я впервые за всю свою практику сталкиваюсь с такой спланированной и хорошо организованной атакой», - сказал Перехрист.

Символически, из оппозиции можно выделить крупные тейповые (родовые) группы. Суть их заявлений после огласки вопроса пересмотра границ сводилась к требованию вообще отказаться от передачи Чечне какой-либо территории. Но в современной Ингушетии, вопреки устоявшемуся мнению, влияние традиционных тейповых структур несколько преувеличено. Масштаб их реального влияния на общественную жизнь республики сводится к локальным выпадам.Другое дело, активисты, собранные явно не по тейповому признаку. Вот эта категория сейчас наиболее громко предъявляет претензии Евкурову. В основном, это люди, в силу определенных причин, низвергнутые с властного Олимпа, либо ранее сотрудничавшие с руководством республики и оставшиеся не у дел. Ну и разумеется, правозащитники, не достигшие взаимопонимания с главой республики.

Можно отметить мелких и средних предпринимателей, чей бизнес не стал основой экономического развития Ингушетии, и они остались без госзаказов. Объединяет этих разношерстных активистов неприятие к Евкурову. Сложно сказать, насколько они вместе критически весомы, но «защита границ родной Ингушетии» дает им реальный шанс провести атаку на Евкурова и укрепить свои позиции в обществе.

Анализ публикаций в соцсетях дает право полагать, что территориальная целостность Ингушетии отходит на второй план, уступая место главной причине протестов – отставке Евкурова. В телеграмм-каналах появились провокационные призывы: «Надо штурмовать администрацию главы». О землях уже никто и не вспоминал.

Хорошую фору в этом вопросе оппозиции дали, как правительство, так и сам глава республики. Их невнятная политика, замалчивание и запоздалая реакция на сообщения о действиях Чеченских властей вблизи границ подвели мощную основу для аргументированного выступления оппозиционеров. Немаловажную роль сыграла, не в пользу действующей власти, неготовность четко рассказать о содержании соглашения с Чечней о границе.

Более того, о его подписании стало известно буквально накануне, когда в Ингушетии уже шли митинги протеста.С момента обострения ситуации в Ингушетии, в процесс активно вмешался федеральный центр. Об этом свидетельствует присутствие полпреда в СКФО Александра Матовникова на подписании Евкуровым и Кадыровым соглашения о границе.

Федеральный центр, с одной стороны, принял соломоново решение, допустив, как это следует из соглашения, обмен незначительными, нежилыми территориями, что дает возможность Кадырову и Евкурову внешне поддержать свой политический статус. А с другой, по сути – ослабляет позиции обоих.

Кадыров, фактически, согласно соглашению, снял большинство своих территориальных требований. Он отказался от претензий на населенные пункты, находящиеся на ингушской территории, хотя ранее чеченские чиновники поднимали такой вопрос. А Евкуров, согласившись, пусть и на чисто символическое изменение границы, навлек на себя нападки оппозиции.

Ингушетия против

Предваряя подписание соглашения о границах республиканскими парламентариями, председатель Конституционного суда Ингушетии Аюп Гагиев заявил, что данный вопрос может быть решен только на всенародном референдуме.

Таким образом, власти республики должны были взять тайм-аут и в ближайшее время назначить референдум для решения вопроса о границе.

Однако, депутаты Народного собрания Ингушетии все же утвердили соглашение об установлении административной границы республики с Чечней. На собрание пришли 25 депутатов, из них 17 проголосовали, трое выступили против, пятеро воздержались.

В это время в Магасе уже стоял многотысячный митинг (в протестных телеграмм-каналах его численность оценивали в 10 тысяч, республиканское МВД насчитало 2 тысячи).

Со своей стороны МВД Ингушетии сделало все возможное, чтобы не допустить столкновений. Ведомство выступило с официальным предупреждением к жителям о недопустимости несанкционированных собраний и митингов.В это же время на всей территории республики силами местного МВД проводился «комплекс мероприятий» по охране общественного порядка и безопасности. Соседние регионы – Ставрополье и Северная Осетия - попытались оказать помощь ингушским силовикам. Но командированные подразделения были остановлены на границах Ингушетии и развернуты в обратную сторону во избежание возможных прецедентов.

По информации паблик «The Magas Times» в соцсети «ВКонтакте», стихийный митинг носил вполне мирный, но настойчивый характер: в Магасе протестующие перекрыли несколько дорог, в том числе подъезды к городу. Об этом свидетельствуют многочисленные ролики, выложенные пользователями в соцсети. На одном из них мужчина рассказывает, что полицейские действуют максимально корректно. Пытаются убедить митингующих очистить проезжую часть. По словам очевидца, на то время были задержаны лишь 2-3 человека.

Появление перед митингующими главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова и председателя республиканского правительства Зялимхана Евлоева вызвало в толпе нездоровый ажиотаж. Попытка поговорить с народом не удалась. Люди ничего не желали слушать. Под свист и брошенные в сторону представителей власти бутылки, те вынуждены были ретироваться. Прозвучали выстрелы. Телеграмм-каналы, активно освещавшие митинг, единодушно прокомментировали: это стреляла в воздух охрана Евкурова, чтобы утихомирить протестующих.

Позже Юнус-Бек Евкуров рассказал, что в телефонном разговоре президент РФ Владимир Путин дал ему советы в связи с протестами в республике. По словам главы Ингушетии, российский лидер предостерег его от силового разгона стихийного митинга: «Он сказал, что «да, мне тоже начальники доложили: никаких силовых действий, я с этим согласился. Давайте с людьми разговаривайте, с людьми надо методами языка, демократии».

В чем подвох?

Подписание соглашения о пересмотре границ между Чечней и Ингушетией предполагает равноценный обмен незаселенными территориями. От Ингушетии отошли Чечне земли Сунженского района. А Чечня передала Ингушетии равноценную площадь в Надтеречном районе.

Евкуров в своем Instagram прокомментировал соглашение так, что оно соответствует интересам Ингушетии. Более того, он предложил всем протестующим проехать вдоль границы и убедиться, что она осталась такой же, как в 90-е.

Советник Юнус-Бека Евкурова Артем Перехрист подтвердил, что в соглашении и речи нет ни о какой передаче земель Чечне. С учетом незначительных обоюдных корректировок, с целью выравнивания, граница осталась там же, где ее провели Дудаев и Аушев.

Но если все, что называется, остались при своем, то к чему было этот «огород городить»? В чем подвох с непредсказуемыми последствиями?

По словам руководителя исследований в Институте диалога цивилизаций Алексея Малашенко, с точки зрения экономико-территориальной никто из республик в этом споре ничего не выиграл.

"Во всяком случае, я не вижу большой трагедии. Да, раздражает, да, напряженность, да, есть момент обострения межэтнических отношений, но это раздувать не надо», - сказал Малашенко.

Однако активисты уверены, что обмен между республиками далеко не равноценный. По словам общественников, изменение границ затронет жителей горной части республики, в этой местности еще и много памятников, а также законсервированное месторождение нефти.

По словам эксперта, все разбирательство и произошло из-за передачи Кадырову нефтяной компании, которая находилась в аренде у "Роснефти" - ему передали ингушские земли, которые находятся в зоне интересов этой компании, для добычи нефти.

"