Зима близко: сельские районы рискуют потонуть в мусоре

Аналитика
Зима близко: сельские районы рискуют потонуть в мусоре
16 августа 2018, 11:00Кристина БунталикФото: allwomanday.ru
Региональный оператор “северной зоны” Ставропольского края предвидит большие затруднения с проездом мусоровозов по бездорожью. Готовы ли власти и жители объединять усилия по работе с отходами – разбирался NewsTracker.

Как забрать мусор у граждан?

Исполнительный директор регионального оператора ООО «Эко-Сити», обслуживающего «северную» зону Ставрополья, Евгений Сабельников рассказывает, что сложности были выявлены только после начала работы. Ведь до начала мусорной реформы практики централизованной работы с отходами в селах с учетом всех абонентов не существовало:

«Во многих населенных пунктах есть улицы или участки улиц, где осуществить вывоз мусора сложно или же вовсе невозможно по самым разным причинам: это узость улиц, отсутствие асфальтного покрытия, деревья, перегораживающие проезд, крутые подъемы и многое другое. Такие улицы есть почти в каждом поселении», – сообщил специалист.

По его словам, все это требует времени и трудовых затрат, заранее не включенных в схему.

«Объем работ, на который отводилось полчаса, занимает час-полтора. Нарушается график, сдвигаются сроки выполнения обязательств перед людьми, рушится вся логистика. Мусоровоз, вместо того, чтобы забрать отходы с нескольких улиц, стоит и ждет на одном месте, когда грузчики принесут мусор всего с одного участка. И не выполнять своих обязательств мы не можем», – рассказал Сабельников.

По данным регионального оператора, лидер антирейтинга проблемных улиц - это Петровский городской округ: тут их целых 134. Далее следует Изобильненский – 99, Грачевский – 76, Ипатовский – 59, Труновский – 41, Апанасенковский – 34, Красногвардейский – 19, Туркменский – 16, Шпаковский – 6, Новоалександровский – 3.

“Денег нет, вывозите как хотите”

Развитие дорожной инфраструктуры муниципалитетов в задачи регионального оператора не входит – это вопросы местных властей.

Сабельников видит текущий выход в обустройстве контейнерных площадок или иных специальных мест для сбора мусора, совместно с муниципалитетами.

«Оптимальный вариант - организовать специальные места по сбору ТБО там, куда может проехать техника. Мы предлагаем определить такие места вместе с администрациями муниципалитетов, направили письма со своими предложениями в органы местного самоуправления», – сообщил исполнительный директор «Эко-Сити».

Однако на предложения регионального оператора многие администрации ответили формальным отказом.

Фото:neva-room.ru

«В связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования в 2018 году обустройство стационарных мест сбора твердых коммунальных отходов (отвечающих требованиям санитарных норм) на улицах невозможно. Возможно, при формировании бюджета муниципального образования на 2019 год средства на обустройство стационарных мест сбора твердых коммунальных отходов (отвечающих требованиям санитарных норм) на улицах будут запланированы», – указано в ответе властей одного из населенных пунктов.

Администрация другого населенного пункта также жалуется на отсутствие финансов и обещает проявить активность в будущем.

«Учитывая разбросанность улиц села, большую протяженность улично-дорожной сети и довольно скромный бюджет муниципального образования, у администрации села нет возможности единовременного ремонта всех дорог села. Администрация ежегодно принимает участие в целевых программах для получения субсидий на ремонт дорог. В 2019 году администрация села также будет участвовать в программах, и одними из пунктов будут включены работы по ремонту дорог на улицах», – написано в документе.

Сотрудничество - возможно

А есть муниципалитеты, где власти предпринимают то, что им под силу.

В Труновском районе в июле состоялось совещание под председательством замминистра ЖКХ края Богдана Забелина с участием представителей регоператора, руководителя района Евгения Высоцкого, глав поселений.

“Решили организовать контейнерные площадки или специальные места по сбору мусора, чтобы к ним было удобно добираться и людям, и мусоровозам. Главы поселений дали рекомендации по логистике. Осталось отработать маршруты техники между и внутри поселений, учитывающие все особенности», – сообщил Сабельников.

Конструктивный подход демонстрируют представители и других муниципалитетов Ставрополья.

Глава села Бешпагир Грачевского района Руслан Ващенко поясняет, что проблемы с вывозом мусора связаны с особенностями рельефа.

Фото:ООО Эко-Сити

«Село Бешпагир находится на холмистой местности. Улицы у нас, даже центральные, исторически очень узкие. В связи с этим возникает проблема с проездом крупного транспорта, в частности, мусоровозов. Региональный оператор изначально мог обслужить только центральные улицы», – рассказал глава села.

Достроить транспортную цепочку смогли на местном уровне минимальными силами, поделился Ващенко.

«Решением Совета депутатов мы выделили транспорт с тележкой и двоих людей: они с утра проезжают по улицам, по которым не может проехать мусоровоз, собирают мусор, а потом перегружают в мусоровозы. Так мы пришли к общему решению проблемы. Знаю, что руководство ряда населенных пунктов Ставрополья не нашло общий язык с регоператором по поводу проблемных улиц. Когда мы собрались, я мог бы начать «войну», но рассудил, что лучше начать совместную работу как цивилизованные люди».

Дорожные нормы из “домусорной” эпохи

Глава Айгурского сельсовета Апанасенковского района Алексей Трофименко отметил, что главная проблема у него - отсутствие асфальтированных дорог:

Фото:ООО Эко-Сити

«В Айгурском, в центральном поселке, есть асфальтированные дороги, а в Хлебном и Водном – практически нет, только грунтовые. Поэтому мусоровозы могут проехать только летом, а в остальные времена года – никак”.

Дело осложняется тем, что грунтовые и гравийные дороги невозможно оформить в муниципальную собственность.

“БТИ для этих мест в планах прописывает грунтовое покрытие, а не асфальтобетонное. Поэтому мы не можем пустить эти дороги по программе софинансирования по дорожной деятельности. Даже Арбитражный суд при таких законах не может встать на нашу сторону», – сообщил глава сельсовета.

Новый, “мусорный ракурс”, у дорожной проблемы проявился с началом мусорной реформы и появлением регоператора, но вопрос регистрации таких дорог стоит давно. Ее констатировала еще в 2012 году ассоциация «Совет муниципальных образований Ставропольского края» (в решении о практике работы по содержанию и строительству автомобильных дорог общего пользования, оформлению их в муниципальную собственность в Буденновском районе).

«Нерешенным остается вопрос оформления прав на дороги с гравийным покрытием, так как управление Росреестра не считает такие дороги объектами недвижимого имущества и, следовательно, отказывает в регистрации права. Однако муниципалитеты тратят средства на их содержание и ремонт согласно СНиПу, так как эти дороги относятся к категории с твердым покрытием. Аналогичная ситуация сложилась и по грунтовым дорогам», – указано в документе.

Единственным выходом для Айгурского сельсовета остаются контейнерные площадки. Но и здесь есть свои нюансы.

«Контейнерные площадки планируется ставить только на одном краю села. Людям, живущим на другом краю, это будет неудобно, особенно по дождю, снегу, грязи: кто туда будет носить мусор? Если поставить контейнерные площадки на другом конце села – они будут бесполезны, так как без дорог до них мусоровозы не доберутся», – описал ситуацию Трофименко.

Очевидно, что помочь людям и мусоровозам встретиться может только сотрудничество регионального оператора, местных и краевых властей:

«Уложить асфальт или расширить улицы регоператор не может. Поэтому мы предлагаем наладить конструктивный диалог. Без активного содействия органов местного самоуправления и краевых властей организовать работу в зимний период будет крайне сложно», – подчеркнул исполнительный директор “Эко-Сити”.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter