Posted 15 марта 2022, 06:13

Published 15 марта 2022, 06:13

Modified 16 октября 2022, 19:34

Updated 16 октября 2022, 19:34

Разбор полетов и самолетов: смогут ли летать жители Северного Кавказа после санкций

15 марта 2022, 06:13
Введение санкций против России и уход с рынка крупных авиакомпаний, таких как Boeing, а также арест некоторых российских лайнеров за границей поставили под вопрос будущее авиационной отрасли России. Корреспондент NewsTracker попытался узнать о реальном положении авиации и ее ближайшем будущем на Северном Кавказе.

Конфискации и отсутствие запчастей

Начиная с конца февраля сразу несколько российских авиаперевозчиков заявили, что прекращают полеты за пределы страны. Это было связано не только с санкциями против России, но и с рисками конфискации самолётов. Дело в том, что большая часть авиапарка компаний, занимающихся авиаперевозками, находятся в лизинге у иностранных корпораций и банков. И с началом действия экономических санкций большинство из них объявило о прекращении работы с Россией и потребовало вернуть самолеты. Так, например, 27 февраля в Стамбуле был арестован Boeing 737 компании «Победа». В этот же день из Мехико в Россию не смог вылететь еще один рейс, по требованию лизингодателя у него было аннулирована страховка.

Еще одной проблемой стало приобретение новых запчастей и плановое обслуживание самолетов. Компании-производители отказываются поставлять запасные части в Россию, в том числе и через третьи страны. Мы обратились к действующему пилоту одной из крупных российских авиакомпаний и попросили его рассказать, что сейчас происходит у российских авиаперевозчиков.

«Если сказать в двух словах, то ситуация очень непростая. Например, в нашей компании, практически все самолеты иностранные, в основном Airbus и Boeing. И самое страшное, что произойдет в ближайшее время — дефицит запчастей. Есть вещи, которые необходимо очень часто менять, скажем так, расходники. И вот как раз их уже приходится экономить. А экономить на таких вещах, как перевозка людей, не очень хорошо. Но это ладно. Пока все лайнеры относительно новые. Но что с ними будет через год, два, три? А вот сейчас возьми, и не дай Бог, у кого-то двигатель сгори, где его взять? Это раньше французы в течении чуть ли не двух дней его привозили. В общем, проблем явно добавилось и как их планируют решать, абсолютно не ясно», — пояснил собеседник.

По подсчетам РБК, среди российских авиаперевозчиков большая часть самолетов иностранного производства. Так, у «Аэрофлота» из 185 лайнеров российских всего девять, у S7 весь парк — Airbus и Boeing, то же самое у «Победы», Utair, Nordwind и «Уральских авиалиний». И практически все эти самолеты приобретены в лизинг и при первом же вылете за пределы России будут с большой долей вероятности конфискованы.

Переизбыток персонала и экономия

Новые ограничения для самолетной отрасли не могли не коснуться и внутренних перелетов. Некоторые компании объявили о частичной или даже полной отмене рейсов, объясняя это какими-то своими регламентами или переоформлением документации. Так, в середине этой недели компания Utair отменила полеты в Калининград и ряд городов на Северном Кавказе и юге России. Например, в аэропорте Ингушетии причину отмены рейса Магас-Москва объяснили истекшим договором авиаперевозчика и принимающей стороны. Примерно то же самое заявили и во Владикавказе. Наш собеседник пояснил, что проблема здесь немного в другом.

«На внутренних рейсах сейчас тоже возникают проблемы. Главная — переизбыток летного состава. Почти каждая компания летала за границу. Были и ежедневные рейсы в Европу и трансатлантические перелеты в Америку. Но теперь, когда, скажем, „Аэрофлот“ вообще отказался от заграничных рейсов, появились свободные пилоты, штурманы и так далее. Хороших сотрудников, как и везде, найти сложно, и увольнять никого компании не хотят, все же надеются на возобновление полетов за границу. И чтобы удержать людей, распределяют пилотов, например, которые раньше были международниками, на внутренние рейсы. И здесь есть свои тонкости и особенности. Какое-то небольшое, но обучение, инструктаж. Но и еще, компании сейчас пытаются понять, на какие направления им выгоднее летать. Выгоднее полететь из Сочи в Москву, чем из Липецка в Ярославль. Сейчас, как мне кажется, будет жесткая экономия на всем, в том числе и на пассажирах», — рассказал пилот одной из крупных авиакомпаний России.

По словам нашего собеседника, подобная тенденция в скором времени может отразиться и на стоимости билетов. На данный момент большинство популярных маршрутов не выросли в цене, и улететь из Ставрополя в Москву можно в среднем за три тысячи рублей, как и раньше.

На Северном Кавказе надеются выиграть

Что касается аэропортов Северного Кавказа, то серьезных сбоев в работе или массовой отмене рейсов говорить не приходится. За последние три недели воздушные гавани СКФО приостанавливали свою деятельность лишь на несколько дней после начала специальной операции на Украине. Однако сейчас все они работают в обычном режиме. Так, например, из Минеральных водах в ближайшую неделю можно купить билеты как на внутренние рейсы, так и на зарубежные. В беседе с корреспондентом NewsTracker коммерческий директор аэропорта Ангелина Евдокимова пояснила, что все вылеты осуществляются строго по расписанию и без задержек.

«Сейчас мы работаем в обычном режиме. Как работали и все эти дни. Мы по-прежнему работаем 24/7. На настоящий момент наблюдается устойчивый рост потока по сравнению с мартом 2021 года — 23% плюсом. Сложившаяся ситуация никак не повлияла на функционирование аэропорта. В период ковида у нас были такие же ограничения, как и сейчас. Если брать международные направления, которые есть в нашем аэропорту, то здесь также наблюдается уверенный рост — на 451%. Для нас ничего не поменялось и, вероятнее всего, ничего меняться не будет. У нас базовый перевозчик — „Азимут“, — который выполняет свои рейсы на Sukhoi Superjet 100, и проблем у них никаких нет, и надеемся, что не будет», — пояснила Евдокимова.

Еще один аэропорт Северного Кавказа, в расписании которого более 30% международных рейсов, находится в Грозном. Среди направлений — ОАЭ, Саудовская Аравия, Турция, Киргизия, Россия (Москва, Санкт-Петербург) и другие. В пресс-службе аэропорта «Северный» сообщили, что так же, как и в Минводах, не ощутили практически никаких изменений, и надеются, что смогут продолжить работу в обычном режиме и даже вырасти.

«У нас достаточно плотный график был всегда. Если честно, то мы ожидали небольшое снижение потока, но этого не случилось. В нашем аэропорту даже не стали отменять полеты в Москву, как это сделали, например, в Ингушетии. Мы работаем по тому же расписанию, как и раньше. Заграничные рейсы также не убраны. Не думаю, что в ближайшее время что-то изменится. Наши партнеры, которые летают за границу, вот недавно с ними общались, сообщили, что полеты будут осуществляться согласно достигнутым ранее договоренностям. Вот сегодня у нас стоят два рейса в Стамбул, билеты куплены. Поэтому мы уверены, что в ближайшее время продолжим работу, и есть предположения, что на период, пока аэропорты юга России не принимают рейсы, они могут быть перенаправлены нам. Все возможные варианты сейчас проговариваем. Кроме того, у нас идет большая реконструкция нашего аэропорта, и уже в следующем году сможем принимать еще больше гостей, чем сейчас», — пояснил собеседник.

Разбор самолетов и невозврат: что ждет авиацию

Ведущий научный сотрудник института транспорта и транспортной политики высшей школы экономики Федор Борисов в интервью изданию Forbes сообщил, что российские авиакомпании владеют 980 магистральными самолетами, большая часть из которых находятся в лизинге у иностранных фирм. А те, что являются собственностью перевозчиков, или устаревшие самолеты еще советских времен, или российского производства, например, Sukhoi Superjet 100, надежность которого у многих авиаэкспертов вызывает сомнения.

В связи с введением санкций российские перевозчики обязаны в ближайшее время вернуть самолеты их владельцам, то есть в Европу и США. Но и здесь, по словам самих представителей компаний-производителей, есть большие трудности. Так, один из топ-менеджеров компании Airbus рассказал, что даже процесс транспортировки лайнеров, которые находятся в лизинге у российских компаний, в Европу является большой проблемой. Например, с юридической точки зрения самолеты фактически становится ничейными и подниматься в воздух не имеют права. По словам самих владельцев, затраты на возврат авиатехники могут превысить ее стоимость. Об этом буквально на днях корреспонденту The New York Times рассказал представитель компании AerCap, которая в свое время сдала в лизинг большую часть самолетов для «Аэрофлота» и «Победы». По его словам, техника, сданная в лизинг этим перевозчикам, составляет около 5%, или 3,75 миллиарда долларов, из 75 ее активов. И для такой крупной фирмы невозврат российских самолетов не будет большой потерей.

Кроме того, 14 марта президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому российские авиакомпании, самолеты которых находятся в лизинге у иностранных фирм, смогут сохранить свой парк. Это в дальнейшем позволит использовать самолеты для внутренних перевозок. В поправках к Воздушному кодексу Российской федерации говорится, что теперь Минтранс России может без привлечения иностранных специалистов выдавать сертификаты летной годности. Предполагается, такой шаг позволит «избежать российским компаниям риска остаться без парка воздушных судов» и поддержит авиационные перевозки на внутренних направлениях.

Что же касается обслуживания российского авиапарка в нынешних условиях, то по словам собеседника NewsTracker — пилота крупной авиакомпании, — все может быть очень печально.

«Если в ближайшее время не будут найдены поставщики запчастей, то, возможно, придется прибегнуть к разбору некоторых самолетов, чтобы получить ту или иную запчасть. Все самолеты все равно не будут летать, вот какими-то придется пожертвовать. Но, если честно, лично мне этого бы совсем не хотелось. Очень жалко машины. Все, конечно, надеются, что все же удастся найти какой-то компромисс. Скажем, можно обслуживать самолеты за пределами России или переписать их на другие страны, но насколько я понимаю, это довольно сложно. Недавно Китай отказал в помощи России и не захотел поставлять запчасти для наших самолетов. Нет гарантий, что и остальные не поступят также», — сообщил собеседник.

В любом случае, по словам экспертов, как бы не складывалась ситуация вокруг российской экономики, по крайней мере, внутренние перелеты будут сохранены. В Правительстве России на одном из последних заседаний было заявлено, что авиаперевозчики получат поддержку, а пассажиры могут быть уверены, что стоимость билетов сильно не увеличится.

Подпишитесь