Posted 14 февраля 2020, 17:21

Published 14 февраля 2020, 17:21

Modified 16 октября 2022, 18:19

Updated 16 октября 2022, 18:19

Пернатая тревога. Чем грозит аэропорту Минвод работающая рядом свалка

14 февраля 2020, 17:21
Как отгоняют птиц от самолетов в аэропорту Минеральных Вод, почему авиаперевозчики не выдвигают обвинений и причем тут свалка, разбирался корреспондент NewsTracker.

Птицы в двигателях

За последние полгода в аэропорту города Минеральные Воды несколько раз птицы мешали взлету самолетов. Такой случай произошел 16 августа с рейсом Минеральные Воды — Москва. Только спустя 2 месяца официально подтвердилась версия о том, что задержка произошла из-за попадания птицы в двигатель. Тогда транспортная прокуратура провела проверку и выяснила, что в аэропорту не работала биоакустическая установка, предназначенная для отпугивания пернатых.

Спустя несколько месяцев на 4 часа задержали еще один рейс в Москву. Предполагалось, что причиной снова стали птицы. Самолет отправили на техосмотр.

Тогда NewsTracker выяснил, что только за последний год дирекция признала 8 случаев столкновения самолетов с птицами. Вину за такие происшествия авиакомпании обычно возлагают на орнитологическую службу аэропорта, которая должна следить за популяцией птиц вокруг аэродрома и поддерживать работу биоакустических установок.

Какой разбор полетов после таких инцидентов происходит между авиакомпанией и аэропортом, остается только догадываться. Представители обеих сторон об этом умалчивают. Однако авиаперевозчики стараются зачастую избегать конфликта с руководством аэропорта, чтобы не нарушить график вылетов.

Полигоны вблизи посадочной полосы

Об этих случаях вспомнил и активист экологического проекта «Чистый регион», когда обратился в редакцию NewsTracker. Он предположил, что его находка может быть связана с этими случаями.

«Мы выявляли полигоны, которые официально принимают отходы. Имеют какие-то экологические системы, сортировки, например, переработки. Мы поступили просто — открыли интернет и решили заняться поиском этих полигонов по принципу от самого дальнего к ближнему. Поехали на полигон ТБО в Марьиных Колодцах, сфотографировали, посмотрели фотографии, увидели птиц», — вспоминает собеседник.

По его словам, активисты дважды ездили на полигон, дежурили, смотрели территорию, периметр, дальше от полигона отъезжали и замечали, что полигон не такой уж экологически чистый и безвредный, как считается. Активисты написали письма во все инстанции, которые могли бы помочь провести проверку, выявить нарушения.

Во время посещений они заметили множество птиц. С наступлением зимы их число увеличилось. Корма в округе становится меньше из-за выпадения снега, а на полигоне достаточно остатков еды. Вот пернатые и выбирают самый простой путь — кормиться на свалке.

По их мнению, там есть грубейшие нарушения в обращении с отходами, продукты не утилизируются, а просто лежат на поверхности. Из-за этого популяция птиц растет.

«Мы открыли несколько карт (яндекс, гугл), отметили расстояние от начала полигона до посадочной полосы, от одного и другого края до центра полигона. Провели прямые и замерили расстояние. Там 11 километров. Это очень важно. В документации по эксплуатации и строительству аэродромов написано, что ближайшие строения и свалки должны находиться не ближе, чем 15 километров. Это минимальное расстояние», — рассказал собеседник агентства.

Бесполезные отпугиватели птиц

Активист «Чистого региона» признался, что решил изучить требования к безопасности в эксплуатации аэродромов и требования по строительству аэродромов ради интереса. Обнаружил несостыковки, обратился к своему отцу — авиационному механику, в прошлом работавшему в пятигорском аэропорту.

«Я начал этим вопросом интересоваться, каким образом борются с птицами на аэродромах. В общем, экологическая обстановка очень сложная. Механизмы, которые защищают аэропорты от пернатых, несовершенны. Животина привыкает к этим искусственным звукам, как люди живущие, например, возле железной дороги», — отметил собеседник.

Экс-замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот РСФСР Алексей Горяшко также придерживается позиции, что задержки вылетов самолетов связаны с птицами.

«Там была стая птиц, чайки, которые кормились где-то на свалке недалеко от аэродрома. С момента существования свалок всегда вокруг аэродромов гнездятся птицы, которые кормятся мусором. Поэтому на аэродромах устанавливаются специальные отпугивающие устройства, которые издают звуки хищных птиц. Но пернатые к этим звукам адаптируются, и они малоэффективны», — рассказал Горяшко.

По его мнению, единственный способ избавиться от пернатых — ликвидировать свалки вблизи аэродромов, надо более интенсивно заниматься очищением приаэродромных территорий от мусора.

Авиаперевозчики боятся убытков

Активисты «Чистого региона» также обратили внимание, что авиакомпания «Победа», чей рейс был задержан из-за птицы, попавшей в двигатель, отказалась предъявлять аэродрому претензии, так как боялась понести убытки.

«Они боятся понести убытки, а не того, что люди погибнут. Транспортная прокуратура в ответ на наше заявление написала нам письмо, в котором была такая формулировка. Наши доводы частично подтвердились. В адрес аэропорта было отправлено предписание об устранении нарушений. А ведь мы в первую очередь обращали внимание на причину появления пернатых в этой области», — заявил собеседник.

Он поделился своими опасениями, что ситуация может ухудшиться. Так как аэродром начинает увеличивать пропускные способности, открываются новые пути, маршруты, самолетов станет больше, пассажиров будет больше. Опираясь на тот опыт, что «Победа» не предъявила никаких претензий аэродрому, аэродром, в свою очередь, уже допустил рецидив.

По его мнению, стоит ожидать и другие чрезвычайные ситуации.

«Полигон как основная причина, как корень проблемы. Если, допустим, все власть имущие и чиновники, которые ответственно относятся к своей работе, серьезно посмотрят на эту обстановку изнутри, обнаружат корень всей проблемы, на который мы указываем. И тогда вероятность, что у нас будет экологическая проблема и последующее ЧП, уменьшается», — подытожил активист.

Полигон работает законно

NewsTracker в свою очередь обратился за комментарием к специалистам ООО аэропорт города Минеральные воды, которые подтвердили, что предприятие в радиусе 11 километров действительно есть. Но оно было построено до того, как в силу вступили новые авиационные правила.

«Они законно там располагаются, имеют все необходимые документы, выиграли суд по этому вопросу. Расстояние 15 километров отсчитывается от контрольной точки аэродрома. Но разговор идет не про все строения, иначе и наших зданий там быть не должно. В документе говорится о препятствиях, и это очень сложный вопрос, который тем более никак не касается орнитологии», — сообщил источник.

В число запрещенных предприятий, по его словам, входят, например, постройки сельскохозяйственного назначения — зернохранилища, бойни, скотомогильники и прочие привлекающие птиц. Но, как он отметил, этот вопрос специалистами аэродрома контролируется совместно с межрайонной транспортной прокуратурой.

«У нас есть специально созданная комиссия, которая занимается этим вопросом, привлекаются специалисты из сторонних профильных организаций. Сейчас на месте работают люди из Вятской сельхозакадемии (город Киров). У нас с ними заключен договор на эколого-орнитологическое обследование территории аэродрома и радиуса 15 километров от контрольной точки», — рассказал собеседник.

Не в свалке дело

Он также отметил, что причиной недавних ЧП стала не свалка. Специалисты регулярно посещают полигон и мониторят зону ответственности аэропорта — пути миграции птиц, летающих на полигон твердых отходов, не пересекаются с воздушными трассами, подходом воздушных судов на аэродром.

«Самолеты над свалкой не летают, а оттуда в сторону аэропорта птицы не полетят, потому что здесь нет еды. Безопасность полетов превыше всего, поэтому аэропорт изыскивает опасные факторы. Мы боремся с их уничтожением, косим траву, вырубаем кустарники, ликвидируем всевозможные для гнездовья птиц места. Проще говоря, создаем дискомфорт, чтобы им негде было питаться, прятаться, гнездиться. Это постоянный, монотонный, повседневный каторжный труд. Площадь обрабатываемого участка 635 гектаров», — заявил собеседник.

Также он сообщил, что они используют очень много разнообразного оборудования для отпугивания пернатых. Но если в данный момент нет перелетных птиц, нет смысла ставить газовые отпугиватели, чтобы они издавали шум каждые 15 минут и пугали мирное население. Или запускать биоакустическую установку «Беркут», когда птиц нет.

«Летом они пролетели мимо, необходимости в работе оборудования нет. Как только они появляются вблизи аэродрома, все оборудование запускается и работает исправно, включать постоянно нельзя. К нам поступают жалобы от жителей близлежащих домов, пугаются хлопков издаваемых устройствами. Люди пишут заявления в прокуратуру и следственный комитет. Плюс птицы привыкают к звукам акустической установки», — рассказал собеседник.

Он отметил, что разнообразные устройства работают в комплексе. Используются ракетницы, механические трещотки, зеркальные шары, сигнальные, шумовые и световые отпугиватели и даже воздушные змеи.

Что же касается претензий авиакомпаний, собеседник пояснил, что их предъявляют, только если есть повреждения. И те несколько случаев столкновения птиц с самолетами обошлись без последствий. Птицы были мелкими — ласточки, воробьи, которые даже если попадают в двигатель, вред не приносят. Тем более, что они зачастую попадают в фюзеляж и не оставляют никаких следов.

«Еще многое зависит от командира. Если он заметил птицу, даже мелкую, он имеет полное право остановиться и все проверить, и будет прав. К слову, последний случай такой задержки рейса случился не из-за пернатых. Газовая пушка хлопнула, когда самолет проезжал мимо. Но капитану показалось, что это было столкновение с птицей, и он решил все перепроверить, потому безопасность превыше всего», — добавил собеседник.

Подпишитесь