Posted 11 апреля 2021,, 05:45

Published 11 апреля 2021,, 05:45

Modified 16 октября 2022,, 19:05

Updated 16 октября 2022,, 19:05

Махинации по-крупному. Как работает централизация госзакупок на Ставрополье

Махинации по-крупному. Как работает централизация госзакупок на Ставрополье

11 апреля 2021, 05:45
Фото: Медиахолдинг1Mi
Пять лет назад в Ставропольском крае централизовали систему госзакупок. Контроль над самыми дорогими бюджетными проектами от районных глав перешел в краевое правительство. Помогло ли усиление контроля в борьбе с коррупцией на господрядах, разбирался корреспондент NewsTracker.

Без просчетов не обходится

Функции контрольного органа взял на себя комитет по госзакупкам при правительстве Ставропольского края, который появился в апреле 2016 года. С тех пор районные власти сильно ограничены в расходовании бюджетных денег. Контракты дороже 3-5 миллионов рублей (в зависимости от территорий) теперь разыгрывает правительственный комитет по госзакупкам.

За пять лет своего существования комитет провел около 5,6 тысячи госзакупок, то есть меньше 2% от всех контрактов, разыгранных на Ставрополье за это время.

Но даже с такими объемами комитет справляется не без просчетов. Ежегодно около 5-7 контрактов срывается, торги отменяют по жалобам участников или претендентов на участие в аукционе. Стоимость просчетов комитета исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей.

Самым спокойным для комитета выдался первый год работы. Всего два эпизода отмены торгов по жалобам предпринимателей. Объемы финансирования по отмененным проектам порядка 23 миллионов рублей. В последующие годы суммы зарубленных сделок не снижались менее 150 миллионов рублей, а в 2017 достигли 440 миллионов рублей.

Непрофессионализм или умысел

Претензии предпринимателей к комитету нередко связаны с мелкими ошибками или неясными формулировками в техническом задании. Эксперты и сами участники аукционов уверены, что такие опечатки и ляпы появляются в документах неспроста. По их мнению, комитет, который создавался для пресечения попыток ограничивать конкуренцию, теперь может преследовать коррупционные интересы более высокого уровня.

В июле прошлого года администрация Михайловска объявила тендер на закупку компьютеров для строящейся школы на тысячу мест. Это скандально известная «школа на грунтовых водах», которая готовится к сдаче в эксплуатацию.

Школа заказала более сотни ноутбуков, свыше ста принтеров. Но контракт на закупку оргтехники стоимостью 38,8 миллиона рублей в результате не был разыгран. На заказчика пожаловались два потенциальных участника аукциона: московское ООО «Вариантор» и ставропольское ООО «Модуль». Обе фирмы обратили внимание на неточности в использовании арифметических символов. Хаотично расставленные знаки неравенства создали путаницу — предпринимателю нужно было наугад выбирать количество динамиков в ноутбке, его размер и другие параметры. Из-за таких неточностей в описании закупки, заказчик легко мог отклонить любую заявку и выбрать победителем заранее согласованного поставщика.

Доводы предпринимателей антимонопольная служба признала обоснованными. Определение поставщика после этого отменили.

В новом году комитет не смог провести уже два аукциона. Оба тендера были связаны с ремонтом районной больницы в селе Изобильное. Общая стоимость контрактов превышала 27 миллионов рублей. Их планировали разыграть в марте.

В одном из контрактов стоимостью 20 миллионов рублей обязательным требованием к подрядчику заказчик указал строго регламентированное портфолио. Исполнителем могла стать только стройфирма, которая заключила в 2019 году не менее 19 контрактов.

«Участник закупки должен был заключать практически по два контракта каждый месяц в течении года. С какой целью заказчиком установлено ограничение… только 2019 годом? Заключение контрактов на выполнение строительных работ не связано с началом года (как контракты с ресурсоснабжающими организациями), а работы по ним ведутся порой в течении нескольких лет. Следовательно, организации, у которых есть опыт выполнения крупных контрактов, уже не могут их представить для данного критерия, так как сроки их исполнения редко укладываются в один календарный год», — отметил в своей жалобе представитель ставропольской фирмы ООО «Ресурс», потенциального участника аукциона.

Такой же барьер заказчик установил и во втором контракте стоимостью 7 миллионов рублей. Только ограничение оказалось немногим меньше — 11 контрактов за 2019 год.

По итогам рассмотрения жалоб антимонопольная служба согласилась, что в техздании есть нарушения, которые ограничивают конкуренцию. Розыгрыш тендеров в обоих случаях отменили.

"