Posted 7 марта 2021, 08:31

Published 7 марта 2021, 08:31

Modified 16 октября 2022, 18:52

Updated 16 октября 2022, 18:52

Ликвидация импорта. Против кого работает реформа виноделия на Ставрополье

Ликвидация импорта. Против кого работает реформа виноделия на Ставрополье

7 марта 2021, 08:31
Фото: Медиахолдинг1Mi.
Ставрополье перезапускает программу господдержки виноделия. В краевом Минсельхозе заявляют, что «импортное вино должно быть ликвидировано полностью». С какими проблемами придется столкнуться на пути к лидерству в виноделии, выяснил корреспондент NewsTracker.

На Ставрополье в конце февраля утвердили новую программу поддержки виноградарства и виноделия. Она исключает господдержку для виноделов, которые занимаются розливом импортного виноматериала.

Всего год назад импорт доминировал на Ставрополье — в соотношении один к двум. В прошлом 2020 году вмешательство пандемии перевернуло отрасль — импорт в регионе уступил местному виноматериалу. Власти считают это достаточным основанием для претензий Ставрополья на лидерство в отрасли.

Шансы на лидерство

Ставропольский край считается одним из наиболее подходящих регионов в стране для производства белых вин. Виноградники на Ставрополье занимают почти 6 тысяч гектаров, что соответствует четвертому месту в России.

Несмотря на высокое место в рейтинге, Ставрополье серьезно отстает по площади виноградников. Ближайший конкурент — Крымская республика, где виноградники занимают 16 тысяч гектаров. Его опережает Дагестан, где 20 тысяч гектаров виноградников. Лидер отечественной отрасли Краснодарский край располагает 27 тысячами гектаров виноградников.

Кубань для ставропольских виноделов пока вне досягаемости. По данным РСПП, урожайность винограда на Ставрополье среди южных регионов средняя и заметно ниже, чем на Кубани (на Ставрополье меньше 100 центнеров с гектара, на Кубани — порядка 120 центнеров с гектара).

В последние годы винодельческая отрасль на Ставрополье заметно расширяется. Количество винодельческих хозяйств выросло в 9 раз. Сейчас, по официальным данным, в крае работает больше 70 предприятий, занятых выращиванием винограда (48 организаций) и виноделием (26 организаций). В штате предприятий около 5 тысяч сотрудников.

Министерство выделяет три эпицентра виноделия на Ставрополье. Они сосредоточены не только в южных территориях (соседствующие Буденновский и Левокумский районы), но и в центральной части региона (Петровский район). Здесь получают 84% всего ставропольского урожая винограда.

Постепенно к ним присоединяются новые территории, где до сих пор виноград в промышленных масштабах не выращивали. Большие виноградники в последние годы заложены в Новоалександровском, Красногвардейском, Александровском, Шпаковском, Грачевском, Предгорном районах.

Прирост площади виноградников в последние годы по 150-200 гектаров. Но этого всего равно еще недостаточно, чтобы полностью заместить импорт виноматериалов на российских винодельнях, площади виноградников на Ставрополье должны расширяться раза в 3 быстрее.

«Сегодня для обеспечения российского виноделия отечественным виноградом необходимо ежегодно увеличивать площади виноградных насаждений в крае до 500-600 гектаров», — отмечают в Минсельхозе Ставропольского края.

Импортная монополия

За последние годы в Ставропольском крае открывались и закрывались около 60 винных заводов, по данным «СПАРК-Интерфакс». Сейчас действующими числятся только около двух десятков.

Фактически корни винодельческого лобби на Ставрополье уходят в Дагестан, а оттуда в традиционные винодельческие регионы мира.

Крупнейший игрок отрасли в крае — холдинг ООО «Алвиса», которым руководит Камиль Аскендеров, брат депутата Госдумы от Дагестана Заура Аскендерова.

Холдингу принадлежит ООО «Минераловодский завод виноградных вин». Чистая прибыль предприятия, отраженная в самых свежих налоговых декларациях за 2019 год, свыше 39 миллионов рублей. Это около 97% чистой прибыли рынка, по данным «СПАРК-Интерфакс». Большинство конкурентов ежегодно регистрируют многомиллионные убытки.

«Алвиса» также управляет еще одним алкогольным гигантом на Ставрополье — предприятием ЗАО «Ставропольский винно-коньячный завод». Его чистая прибыль за 2018 год — 193 миллиона рублей, это 84% от общей прибыли всех алкогольных заводов в регионе. С 2016 года прибыль предприятия выросла в 9,5 раз.

Бизнес холдинга вплотную связан с импортным виноматериалом. На официальном сайте «Алвиса» заявляет о двух заводах в Испании (производят по крайней мере 40 миллионов литров виноматериала в год) и одном заводе в Шотландском Эдинбурге (висковые дистилляты разливают в Ставрополе под присмотром шотландских специалистов).

Каковы реальные производственные активы холдинга доподлинно не известно. Заявленная площадь виноградников в собственности холдинга всего около 18 гектаров. Хотя только на Ставрополье в 2014 году правительство официально заявляло о передаче холдингу 300 гектаров под виноградники.

Кто поделит прилавки

Ставропольский алкоголь занимает четверть (свыше 24%) алкогольного ассортимента в «Магните». Эту нишу делят 150 местных предприятий, по данным ГКУ «Ставропольвиноградплодопром».

Проблема в том, что в нишу допущены в основном крупные предприятия. Они держат около 82% производства. Остальное примерно поровну делят (КФХ) и личные подворья (8%).

Малый бизнес, по данным министерства, тоже занял свою нишу в выращивании винограда — 27 крестьянско-фермерских хозяйств держат свои виноградники. Это больше половины всех предприятий в регионе, работающих в этой нише. Но считать их серьезными игроками пока никаких оснований нет. Они выращивают всего около 10% урожая винограда в крае. Еще меньшую роль играют виноградники на личных подворьях (8% ежегодного урожая). Львиная доля у крупных сельхозпредприятий (82%).

Вероятно, в будущем роль малых крестьянских хозяйств вырастет. Стимулировать их активность может резкое (в 12 раз) снижение стоимости лицензии. Вместо 800 тысяч рублей разрешающий документ будет стоить 65 тысяч для КФХ и индивидуальных предпринимателей.

Субсидии — не главное

Ставки правительства Ставрополья в борьбе с засильем импортного вина довольно велики. Краевой бюджет потеряет по крайней мере четверть акцизного налога в результате расширения льгот — около 600 миллионов рублей. А окупаемость в отрасли занимает около 5 лет, по данным Минсельхоза.

Доля господдержки в виноградарстве и без того очень существенная — местным хозяйствам бюджет возмещает около 80% затрат на уход за виноградниками.

Дополнительно правительство вводит политику акцизного неравенства. Производство на импортном сырье будет облагаться налогом в 30 раз большим, чем для местных производителей. Акциз на вино из импортного сырья составит 30 рублей за каждую произведенную бутылку. На производстве из местного сырья акциз будет составлять 1 рубль за бутылку.

Новый краевой закон о государственной поддержке виноделов еще будут дорабатывать, уверяют в Минсельхозе края.

«К нему будет принято как минимум 10-15 подзаконных актов, которые детализируют целый ряд моментов: появится реестр виноградных насаждений, увеличатся субсидии. Вместе с тем, закон намерен поддержать виноделов: появятся субсидии на оборудование и технику. Согласно закону, импортное вино должно быть ликвидировано полностью», — сообщили в краевом министерстве.

Но именно в таких мерах, по мнению виноделов, и заложен самый важный просчет правительства — упор по-прежнему на субсидии. Деньги, конечно, решают многое, но есть целый ряд проблем, напрямую с финансированием не связанных.

Неразрешимые проблемы

Несмотря на обещанное министром «полное сопровождение» каждого, кто захочет заниматься производством вина на Ставрополье, бюрократические проволочки отнимают у бизнеса очень много времени.

«В нашем деле везде сложности. Одна группа сложностей — бюрократическая: переоформлять статус земли под виноградники, переоформлять статус земли под винодельню. Везде получаешь отказ, тебя гоняют», — рассказывает глава КФХ «Козлакова» в Минераловодском горокруге Федор Ештокин.

Несмотря на грандиозные планы, полностью выгнать импорт из ставропольских виноделен невозможно. Помимо импортного виноматериала, отрасль практически полностью зависима от зарубежного оборудования, вплоть до фурнитуры.

«Специализированная сельхозтехника, винодельческое оборудование и оборудование для переработки винограда — в Российской Федерации почти ничего не производится… Как-то ситуация улучшается в последнее время, но все еще очень далека от желаемого. Очень часто любая ерунда, например, кран для заполнения бочки купить негде в России — нужно обращаться в Молдавию или даже в Италию», — рассказал предприниматель.

Проблемой становится поиск работников, даже в сельской местности в условиях безработицы. «Мы столкнулись с тем, что молодежь не видит себя работающей в поле. Полевых работников моложе 50 лет не найти», — отметил собеседник агентства.

Все это системные проблемы отрасли, которые невозможно решить на региональном уровне, считает Ештокин.

Его предприятие запущено в разгар пандемии, осенью прошлого года. Первые продажи ожидаются только этим летом. Хотя в рознице продажи во время пандемии не сильно сократились, премиум-сегмент сильно просел. Крупные заказчики — рестораны и кафе — месяцами теряли прибыль из-за оттока клиентов в пандемию. Поэтому предприниматель надеется на скорую отмену коронавирусных ограничений.

Подпишитесь