Posted 6 декабря 2019, 11:48
Published 6 декабря 2019, 11:48
Modified 16 октября 2022, 18:18
Updated 16 октября 2022, 18:18
В стиле 90-х
Около 10 лет назад опытный предприниматель Михаил Шевченко обнаружил в Андроповском районе, что местный колхоз с горделивым названием «Восход» оказался фактически в запустении. Шевченко договорился с владельцами паев и арендовал их участки. Так появилось предприятие ООО «Янкуль» в одноименном поселке. Почти все были довольны — Шевченко развивал хозяйство, местные жители получали неплохие выплаты.
Летом 2019 года предприниматель оказался на центральной площади Ставрополя. К зданию краевого правительства он вышел с одиночным пикетом против банды Афанасова. Шевченко заявил, что Геннадий Афанасов, брат тогда еще сенатора от Ставропольского края Михаила Афанасова, совершил рейдерский захват его предприятия. Голодовка продолжалась 22 дня, но никакой реакции от властей или органов внутренних дел предприниматель не добился.
Зато общеизвестной стала история смены владельца предприятия. По словам Шевченко, захват предприятия происходил в худших традициях девяностых — с угрозами в адрес его семьи. Под этим давлением, вспоминает Шевченко, пришлось подписать соглашение о передаче предприятия.
«В 2014 году Афанасовы начали строительство на моей земле. Смотрю, там работает строительная техника, целые экскаваторы вывозят землю. Как оказалось позже, это структуры Афанасова. Буквально в нескольких метрах находилась государственная земля, в нескольких сотнях от этого строительства находилась их земля. Через какое-то время на меня вышел представитель Афанасова — Гаенко. Начал говорить, что “мы случайно зашли на твою территорию, но мы все равно будем продолжать строиться”. На тот момент они заняли порядка 2 гектаров земли», — рассказал собеседник агентства.
Попытки договориться ни к чему не привели. «Все разговоры с ними кончаются тем, что “с нами лучше дружить”. Я не знал, кто такие Афанасовы… Они предложили компенсацию, но на мою сумму они не согласились. Мне сказали: “Не хочешь по хорошему, будет по плохому”», — вспоминает Шевченко.
Перед началом уборки 2016 года ему сообщили, что неизвестные выгнали всех работников с территории и поставили вооруженную охрану (ЧОП « Титан» г. Ессентуки). Когда Шевченко приехал в село, там находились охранники и более 10 полицейских.
«ЧОП находилось там незаконно. После моей просьбы уйти с территории бригады один из сотрудников ЧОП „Титан“ достал пистолет и направил в мою сторону. Это было в присутствии сотрудников полиции, которые ничего не предприняли. А один из ЧОПовцев тихим голосом начал мне угрожать, в том числе убийством. Позже мне предоставили решение суда, согласно которому часть земли ООО СХП „Янкуль“ отходит ООО СХП „Восход“, у меня на руках был договор субаренды данного земельного участка, который ООО СХП „Восход“ пытался признать недействительным, но суд ему отказал. Сотрудники полиции и глава района Бобрышева сразу заняли сторону ООО СХП „Восход“, а угрозы и провокации продолжались не только в мой адрес, но и в адрес моих близких», — рассказал собеседник.
По его словам, опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, он решил покинуть территорию бригады. Через несколько дней по решению Андроповского суда мужчина был посажен под домашний арест. Все имущество, весь урожай остался в селе Янкуль. Боясь за свою жизнь и жизнь своих близких, он согласился на все условия рейдеров.
«В 2017 году у меня состоялся разговор с Афанасовым, мы долго обсуждали, как им будет удобнее „узаконить отбор моего предприятия“. На тот момент земля еще находилась в субаренде, ее еще никто не отменял, и была возможность в вышестоящей инстанции отменить решение суда о передаче участка земли ООО СХП „Восход“. В результате долгих разговоров и совещаний, мне было поручено назначить директором ООО СХП „Янкуль“ Гаевского А. В., а в учредители внести Червякову Т. Х. с суммой 1 000 000 руб. Один из членов банды по фамилии Алманов повез меня в „Русский банк сбережений“, где я подписал несколько бумаг (копии мне не дали), а затем к нотариусу, где я также подписал несколько бумаг, копий также не получил. Хочу дополнить, что у нотариуса было все готово и мне не было задано ни одного вопроса, добровольно ли я это делаю», — вспоминает Шевченко.
По его словам, во время попытки забрать свои личные вещи с территории предприятия, мужчину встретили трое молодых людей, один из которых был вооружен ножом, висевшим у него на поясе. Они угрожали убийством, если он не покинет территорию бригады.
«Насколько я знаю, их строительство завершено, но предприятие до сих пор даже не оформлено. Я же постоянно пишу письма, обращения, жалобы во все возможные инстанции, но зачастую приходят отписки. Единственное, чего я добился за эти годы, мне вернули спустя 2,5 года бензовоз, признав меня потерпевшим», — добавил Шевченко.
Новый трехнедельный пикет
Предприниматель не сдается. Через пару месяцев после безрезультатной голодовки в Ставрополе он приехал в Москву, чтобы пикетировать у здания ФСБ. С плакатом, в котором требует расследовать преступления «банды Афанасова», он продолжает стоять на улице уже больше 20 дней.
Все это время пикет предпринимателя практически полностью игнорируют, как и в Ставрополе, но он планирует продолжать акцию.
«Я надеюсь привлечь к ответственности банду Афанасова, которая занимается рейдерством, и всех, кто им помогал, в полном объеме… Уже 5 уголовных дел в общей сложности. Меня признали потерпевшим — якобы у меня украли набор ключей, навигатор. В общем, делают вид, что работают», — рассказал Шевченко.
Несмотря на внешнюю непроницаемость правоохранительных органов, зритель у этой акции определенно есть. Днем 3 декабря неизвестный облил Шевченко зеленкой.
«Человек, который это сделал убежал. Его не догнали, хотя полиция здесь на каждом шагу», — удивляется Шевченко.
«Слишком старый» бизнесмен
О рейдерском захвате сельхозпредприятия заявлял еще один предприниматель из Андроповского района. Своего участка в 5 тысяч гектаров Гаджимурад Гаджимурадов лишился из-за тяжелого финансового положения.
Арендовав 5,5 тысячи гектаров земли в 2011 году, предприниматель уже через пару лет перестал справляться с обработкой такого крупного участка. До передачи в аренду, землю несколько лет вообще не обрабатывали, требовались огромные вложения, чтобы провести рекультивацию.
«Если землю долго не обрабатываешь, начинается давление на администрацию — слишком много было охотников за землей. Земляк наш из Дагестана предложил взять огромный кредит через Афанасовых. Получается, они концерт разыграли, чтобы мы подписали документы. Теперь новая хозяйка Луиза Песчаная игнорирует наши обращения. Мы писали ей заказные письма, чтобы она объяснила, на каком основании она стала хозяйкой», — рассказал Гаджимурадов.
В 2014 году знакомый предложил ему помочь с оформлением кредита. Позже выяснилось, что документы, которые подписал Гаджимурадов, позволили злоумышленникам переоформить предприятие на другого человека.
Чтобы оформить кредит, злоумышленники предложили ему переписать предприятие на подставное лицо. «Соотечественники Гаджимурадова из Дагестана, по его словам, убедили его временно переоформить КФХ на подставное лицо. Якобы ему, Гаджимурадову, не дали бы кредит из-за возраста (ему 67 лет). Средств, чтобы продолжить работы, у него не было, поэтому он согласился», — рассказывает адвокат.
После сделки «доброжелатели» исчезли. По данным источников, эти же люди оформили еще несколько кредитов по похожей схеме. Уголовное дело по этим фактам возбуждено и пока находится на стадии следствия.
Гаджимурадов на протяжении полугода добивается возбуждения уголовного дела по факту махинаций и незаконного отъема сельхозпредприятия. Однако ни полиция, ни надзорные органы не ведут расследование в этом ключе, отметил собеседник агентства.
Все дороги ведут в банк
В обоих случаях новым владельцем предприятий становился один и тот же неизвестный человек — Луиза Песчаная. Попытки связаться с ней не увенчались успехом.
Правоохранительные органы, по словам пострадавших, выбрали тактику точечного расследования и всячески избегают связывать отдельные преступления в одно уголовное дело.
«В заявлении Шевченко много фактов изложено: похищение техники, похищение инвентаря, похищения каких-то инструментов. Не принять заявление полиция не может. Но дела возбуждены по фактам пропажи этого всего. Они по факту возбудили, но в совокупности эту ситуацию не рассматривают, как действие группы лиц. Системно дело не возбуждается, а по существу это рейдерский захват предприятия», — рассказал адвокат, который изучил дела обоих предпринимателей.
Обе истории пересекаются в одном месте — «Русский банк сбережений», бенефициаром которого является Геннадий Афанасов. Головной офис банка находится в родном городе уже известного нам сенатора Михаила Афанасова, в Ессентуках.
Шевченко утверждает, что договор был подписан в кабинете председателя правления РУСБС в Ессентуках. Однако эта бумага, по мнению экспертов, не может иметь юридической силы — по условиям договора, Шевченко фактически обещали незаконные услуги силовых ведомств, в частности, разблокировку замороженных счетов предприятия.
Банк связи с Шевченко и Гаджимурадовым решительно отрицает.
«Имена этих людей у нас в банке по предоставлению кредитов вообще не проходили никогда. То, что они на нашей территории с кем-то подписывали договор… Мы не смотрим, что клиенты делают у нас по банку… Бывает, приходят клиенты во время, пока ожидают обслуживания, они могут между собой какие-то вопросы решать… Данных лиц мы не знаем, по кредитам они к нам не обращались», — заявил корреспонденту NewsTracker представитель службы безопасности РУСБС.