Posted 4 сентября 2020,, 08:51

Published 4 сентября 2020,, 08:51

Modified 16 октября 2022,, 18:44

Updated 16 октября 2022,, 18:44

Охота на водителей: владельцы армянских авто на Ставрополье оказались в ловушке

4 сентября 2020, 08:51
Почему ставропольские владельцы автомобилей с армянскими номерами бьют тревогу, кто пользуется пробелами в законах и сколько стоит выход из ситуации, разбирался корреспондент NewsTracker.

Штрафы без протокола

В июле этого года в некоторых регионах России сотрудники ГИБДД вместе с таможенными органами массово начали изымать транспортные средства с армянскими госномерами и привлекать собственников или водителей транспортных средств по статьям 12.1 КоАП РФ (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра) и по статье 12.3 КоАП РФ (Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения) с задержанием транспортных средств.

Первым и самым серьезно настроенным на войну с «растаможкой» регионом стал Краснодарский край. Поэтому ставропольцы, как жители соседнего региона, начали переживать, что им следующим грозит изъятие автомобилей.

И первые проблемы не заставили себя долго ждать. Так, например, житель Ставропольского края Владимир Шахмин рассказал об инциденте, который произошел с его машиной.

«На выезде из Ставрополя на Надеждинском посту моего отца за рулем моего автомобиля остановили сотрудники полиции и выписали штраф на 500 рублей по статье 12.1 КоАП. Отец отказывался выписать статью, причем штраф выписали без протокола. Отец испугался и просто подписал дрожащими руками. Его предупредили, что если он будет находиться за рулем и его еще раз остановят, то будет лишение прав и машина пойдет на штрафстоянку. На данный момент сейчас готовится материал для обжалования в суде», — рассказал собеседник агентства.

Причина «травли»

Когда внимание правоохранителей пало на нерастаможенные авто, в обществе мнения разделились. Многие посчитали, что сотрудники ГИБДД правы. По их мнению, ставропольцы ездят на «нерастаможках» исключительно для того, чтобы безнаказано нарушать правила. Они отмечали, что армянские номера не могут считывать камеры.

«Очень часто мы слышим от наших судей, критиков, что автомобили покупались исключительно для того, чтобы мы избегали камер фиксации, чтобы не платить штрафы, не платить налоги. Если проверять штрафы по номерам, нарушения видны. Почему бы нас не ввести в какую-то базу, чтобы был номер и владелец автомобиля, чтобы ему приходили штрафы. Я, например, как добропорядочный гражданин 2-3 раза в месяц захожу на сайт ГИБДД и проверяю свой номер на штрафы. За полгода вождения у меня не было ни одного штрафа. И большинство покупали автомобили в целях экономии и качества, а не для того, чтобы нарушать и не отвечать за это», — рассказала автовладелица Алла Амирханян.

Она также напомнила, что весной этого года правоохранители хвастались, что камеры научат считывать армянские номера. Женщина объяснила, что покупала машину в Армении не по причине побега от штрафов.

«Когда передо мной встал вопрос о покупке автомобиля, я выбирала разные варианты и по опыту своих друзей остановилась на покупке автомобиля из Республики Армения. Естественно, я предварительно изучила все плюсы-минусы, за и против, прочитала много статей, ответы официальной таможенной службы о том, что все законно, мы имеем полное право распоряжаться этими транспортными средствами на территории РФ. И только после этого отправилась за автомобилем», — рассказала собеседница.

Для нее решающим фактором стало соотношение «цена-качество», которые в Армении лучше, чем в России. Это сборка (прим. у собеседницы машина американской сборки), комплектация и цена. Машина действительно сделана на совесть и на качество.

«Пригнав машину на таможню до Верхнего Ларса, так как я человек-буквоед, мне все точно нужно знать, я задала вопрос при таможенном досмотре, когда ставили печать на выезд: что мне делать? Я, гражданка России, купила автомобиль в Армении, я планирую им пользоваться, это мой личный автомобиль. Как мне поступить? Мне сказали, что мы в рамках таможенного союза, „вам в зеленый коридор, девушка, только оформите страховку“. Какое-то время я была счастливой обладательницей автомобиля из Армении. Но в начале июля начались волнения, штрафы, и мы оказались пострадавшей стороной», — вспоминает женщина.

Стоимость избавления от проблем

По словам Амирханян, сотрудники ГИБДД говорят об обязательной регистрации своего транспортного средства, для чего автовладельцы должны получить паспорт транспортного средства (ПТС).

«ПТС у нас есть, но он выдан Республикой Арменией. От нас сейчас требуют ПТС, который выдает РФ, в таможенной службе. Для этого мне нужно оплатить таможенную разницу, которая в два раза больше, чем стоимость моего автомобиля. Это непосильная цена, наверное, не только для меня, но и для всех, кто оказался в такой ситуации, а нас в России порядка 300 тысяч», — посетовала собеседница.

Она признала, что купила машину 2012 года выпуска за 400 тысяч рублей, если переводить на российские деньги. Сейчас, чтобы растаможить машину, нужно заплатить около 900 тысяч. Итого автомобиль будет стоить 1,3 миллиона рублей. При том, что эта модель в новой комплектации 2020 года стоит 1 млн 350 тысяч.

«Если бы у меня были такие деньги, то я бы купила новую машину из салона», — добавила женщина.

Ранее про проблему цен на растаможку говорил и Ставропольский парламентарий Николай Новопашин. Депутат предложил перенять опыт Казахстана, где на автомобили, зарегистрированные за рубежом, выдают временные желтые номера. Владельцы таких машин облагаются налогами по казахским законам и не оформляют ПТС своей страны.

Помимо этого, депутат предложил ввести мораторий на изъятие машин с иностранными номерами до решения проблемы на законодательном уровне.

Законность нападок

Сейчас, когда проблема встала достаточно остро, автовладельцы Ставрополья постарались объединиться, чтобы продумать, как защититься от нападок ГИБДД, понять, в чем причина такого пристального внимания и разобраться в законности происходящего.

Юрист Давид Паразян напомнил, что с 2017 года граждане РФ беспрепятственно ввозили на территорию РФ транспортные средства, зарегистрированные в Республике Армения, которые и до сегодняшнего дня являются товарами таможенного союза для личного пользования. При прохождении таможенной границы РФ и таможенной границы союза водители данных ТС использовали зеленый коридор. Этот товар считался выпущенным в свободное обращение для личного пользования.

«До недавнего времени мы так думали. Получилось следующее: есть договор о присоединении Республики Армения к ЕАЭС (прим. Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза), условно говоря — к таможенному союзу. ГИБДД и таможенные органы при обосновании своей позиции ссылаются на нормы этого договора, в соответствии с которыми граждане, ввозившие свои авто, зарегистрированные на территории Армении, должны на территории РФ задекларировать данный товар и уплатить разницу таможенной пошлины, уплаченной в Армении, и единой таможенной пошлины, утвержденной ЕАЭС», — рассказал юрист.

Однако, он обратил внимание, что кроме договора о присоединении Республики Армения есть еще таможенный кодекс ЕАЭС, договор о котором между странами-членами был подписан в апреле 2017 года. Согласно положениям данного договора, все легковые транспортные средства являются товарами для личного пользования и таможенному декларированию не подлежат. Это статья 260 таможенного кодекса ЕАЭС. А в статье 262 таможенного кодекса ЕАЭС говорится о том, что товары, которые не подлежат таможенному декларированию с момента пересечения таможенной границы, считаются выпущенными в свободное обращение.

«Соответственно, мы приобрели автомобили в Республике Армения, привезли их на территорию РФ, прошли все таможенные посты: это армяно-грузинская граница и грузино-российская граница. Таможенники выполнили все свои процедуры, таможенный контроль, осмотр ТС и беспрепятственно выпустили нас на территорию РФ, гражданами которой мы являемся, чтобы мы могли пользоваться своим имуществом. Пользовались мы сравнительно недолго: с 2017 по 2020 год. А летом стало известно, что наши товары, наши ТС считаются иностранными товарами и подлежат таможенному декларированию. Я как юрист, изучив законодательство в этой области, понял только одно — есть просто коллизия в нормах права», — рассказал Паразян.

Так, согласно статье 1 таможенного кодекса, в случае наличия противоречий в таможенном законодательстве права союза (а в право союза входят все договоры, которые членами союза подписываются) применяются положения таможенного кодекса ЕАЭС.

«То есть требование, которое предъявляет нам ГИБДД и таможенные органы нашего и других регионов РФ, что нам необходимо зарегистрировать ТС, для чего нам необходимо задекларировать его, растаможить, уплатить пошлину по сути незаконно. Потому что вопрос таможенного декларирования — это наше право. Мы можем наше право использовать, а можем не использовать», — пояснил собеседник.

Он добавил, в Краснодарском крае по разным подсчетам около 200 автомобилей забрали на штрафстоянку. Местные активисты через общественную палату Краснодарского края уже инициировали рассмотрение данного вопроса в Правительстве РФ, потому что этот вопрос может быть урегулирован только на федеральном уровне или на уровне таможенного союза.

NewsTracker пытался получить официальный комментарий ГИБДД по Ставропольскому краю о числе штрафов и протоколов в регионе, но ответа на официальный запрос от ведомства за две недели не дождался.

"