Posted 3 ноября 2019, 16:25
Published 3 ноября 2019, 16:25
Modified 16 октября 2022, 18:28
Updated 16 октября 2022, 18:28
Чьи храмы и где деньги?
Не всем известно, что старейшие христианские храмы на территории России находятся в Карачаево-Черкесии – это Шоанинский и Сентинский в Теберде и Нижне-Архызский историко-архитектурный и археологический храмовый комплекс, состоящий из Северного, Среднего и Южного храмов. Эти строения датируются первой половиной X века, то есть возведены ранее крещения Руси. На противоположном от комплекса берегу Большого Зеленчука расположена самая древняя наскальная икона в нашей стране.
Ранее глава КЧР Рашид Темрезов подписал указ о создании «Аланского христианского центра» («АХЦ»), подведомственного Министерству туризма и молодежной политики КЧР на территории Нижне-Архызского городища.
Против этого проекта высказался глава Конгресса карачаевского народа Кады Халкечев. В социальных сетях утверждают, что это было сделано после жалобы бывшего директора Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени Марии Байчоровой Умара Эльканова. Авторы критических материалов утверждают, что Эльканов противодействовал передаче храмов «АХЦ» из-за потери денег, взимаемых за въезд на территорию Нижне-Архызского городища. В публикациях отмечается, что после передачи храмов в ведение Минтурмола КЧР была проведена проверка, которая выявила, что суммы за посещение храмов, указываемые Элькановым, были занижены в несколько раз, при этом было допущено разрушение нескольких памятников. Другим выявленным фактом, который якобы не устроил проверяющих, стало превращение музея в «семейный подряд» Элькановых, где работали многие члены семьи директора. После этого Эльканов якобы написал заявление на увольнение по собственному желанию.
NewsTracker обратился с вопросами о сохранности храмов и разнице во взимаемых суммах за вход в Нижне-Архызское городище во время принадлежности его музею и «АХЦ» в сам музей и в Минтурмол КЧР.
Исполнявший обязанности директора с 17 октября 2018 года Халит Лепшоков сообщил, что ничего не может сказать про деньги, получаемые при Эльканове с храмов.
«Про это ничего сказать не могу. Я исполняю обязанности директора временно. Поэтому что тут было до меня, какие финансовые издержки были, на эти вопросы вам ответить не смогу, потому что не в курсе этих событий», – рассказал Лепшоков. На сайте музея он фигурирует как заместитель директора по административно-хозяйственной части.
А уже 30 октября 2019 года Хаджи-Мурат Умарович Эльканов давал интервью СМИ в качестве директора музея-заповедника.
Информацию о якобы уничтоженных памятниках в музее также опровергли.
«Это неправда. Никакие памятники не уничтожены, никакие памятники не пострадали. Наоборот, несколько памятников было отреставрировано, например, Северный храм и Средний храм», – отметил заместитель директора по научной части Ислам Кипкеев.
В самом министерстве туризма и молодежной политики сообщили, что не могут дать ответы на вопросы.
«Информацией, которую вы запрашиваете, мы не обладаем. Наше министерство не имеет к ним отношения. Кто этим занимается, мы тоже не знаем», – рассказали сотрудники ведомства.
На храмы нет политической воли
Экскурсовод Инна Очкасова впервые сама поехала к храмам в начале 1990-х годов, а с начала 2000-х водит людей: это как религиозные паломничества, так и светские экскурсии.
«За это время они находятся в одном и том же состоянии. Какие-то ремонты проводятся изредко, переделана крыша на черепичную: в 1990-х года в Свято-Георгиевском храме было побелено, но с тех пор погодные условия, отсутствие окон как таковых, птицы и банальный вандализм сыграли свою роль», – отмечает собеседница.
Шоанинский храм находится в относительно неплохом состоянии.
«Это потому, что осетинская община, диаспора, вопреки всему взяла благоустройство в свои руки, поэтому они имеют минимальную возможность поддерживать его в нормальном состоянии, хотя полностью им не дают это делать, например, не дают поставить алтарь. Но хотя бы ведутся богослужения, как и в Ильинском храме, они долгое время боролись хотя бы за право проводить богослужения», – рассказала Очкасова.
В связи с тем, что региональным властям не получается привести храмы в необходимое состояние, все чаще раздаются голоса передать их РПЦ.
«Неоднократно к храмам пребывал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, он пытался облагородить территорию, сделать что-то, чтобы там можно было проводить службы, потому что мы прекрасно видим, как в РПЦ все монастыри и храмы находятся в хорошем или идеальном состоянии. И если был принят закон о передаче церковных объектов церкви, то почему в этом случае закон не действует? Я этот вопрос задавала неоднократно во всех храмах, на что мне отвечали, что это политический аспект, связанный со страхом, что возникнут какие-то разногласия религиозного характера», – сообщила экскурсовод.
Несмотря на то, что все пять храмов объединены в Аланский христианский центр, пока особых результатов от этого нет.
«Насколько мы можем видеть за время постоянных посещений, никаких сдвигов в сторону христианства в этом христианском центре не происходит, потому что юридически не переданы РПЦ. Некоторые и вовсе заявляют, что они и вовсе не православные и не имеют к современному православию никакого отношения. И владыка Феофилакт неоднократно просил дать ему возможность благоустроить их», – указывает Очкасова.
Сейчас же даже попытки ремонта вызывают скандалы.
«Когда в минувшем году в Ильинском храме общиной за свой счет был сделан пол и минимальный ремонт, то поднялся скандал по поводу того, как посмели испортить памятник архитектуры. Но пол уже проваливался, ходить там было невозможно, люди падали, но никто ничего не делал. Собственный источник также мне сообщил, что на протяжении всех лет на благоустройство выделялись деньги: как на реконструкцию и реставрацию, так и на дорогу и так далее, но ничего этого нет, везде висят проекты, что будет делаться с храмами в Архызе, но пока воз и ныне там», – поделилась информацией собеседница.
Туристы и паломники со всей страны и из-за рубежа недоумевают происходящему.
«Приезжают тысячи людей, я сама вожу сотни людей, и все постоянно возмущаются, почему храмы не могут привести в должный порядок, а на это попросту нет политической воли. Вопрос прежде всего стоит даже не в службах, а в наведении порядка, выполнении ремонта, это возможно сделать в полной мере, только если объекты будут переданы церкви», – уверена Очкасова.
Корреспондент NewsTracker посетил Шоанинский и Сентинский храмы. В Шоанинском, благодаря наличию смотрителя, поддерживается порядок, в здании чисто. Раз в год здесь проводятся службы. В Сентинском ситуация иная. По непонятным причинам смотрителя здесь нет, регулярных служб не проводится. Впрочем, иногда проходят молебны, как, например, произошло 19 августа, когда молебен провел архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. Само же состояние храма оставляет желать лучшего: здание внутри полностью покрыто «автографами» туристов, многие из которых проходят поверх остатков древних фресок. Вся территория вокруг покрыта коровьим пометом, никакой ограды нет.
Согласно плану развития Аланского христианского центра, в первую очередь, должно было быть проведено благоустройство территории, а вторым – реставрация и восстановление храмов. Однако, судя по состоянию Сентинского храма, пока ни к чему этому еще не приступали.
«Аланское» соперничество
Генеральный директор Института региональных проблем и политолог Дмитрий Журавлев считает, что проблема комплексная и совершенно не связанная с религиозными конфликтами.
«Я не думаю, что дело в религиозных разногласиях и религиозной нетерпимости. Тут ситуация другая: сам не могу или не хочу привести в порядок – и другим не отдам. На эти цели выделяются деньги из федерального бюджета, вопрос в том, проходят ли проверки того, как они расходуются, я думаю, что должна быть какая-то система контроля», – сообщил эксперт.
Есть и другая проблема.
«Эти храмы считают своими осетины, поэтому тут имеет место быть межнациональный вопрос. Я видел, какое отношение у осетин к этим храмам не потому, что они христианские, а потому, что они считают их осетинскими. Есть и проблема территории: в КЧР опасаются, что если в храмах разрешат служить осетинам, которые сейчас за ними ухаживают, то потом могут возникнуть и территориальные претензии. Тем более, что некоторые радикальные представители осетинской молодежи дают пищу для этой позиции, рассматривая эти храмы как доказательства того, что это осетинская земля», – считает Журавлев.
Проблема заключается и в претензиях на «аланство» и у карачаево-балкарцев, и у осетин.
«Потомками алан считают себя как осетины, так и карачаевцы, то есть передача аланских храмов осетинам может стать преимуществом в этом соперничестве за «аланство». Сейчас единственный коренной христианский народ СКФО – это осетины, и они говорят, что это их храмы, потому что «мы их строили». Но отдать их невозможно, так как если их передать Осетии, то проблема Пригородного района покажется детским лепетом», – предупреждает политолог.
В связи с этим собеседник уверен, что принимать решения по любым изменениям границ на Кавказе политически недальновидно и опасно.
«Все земли на Северном Кавказе всегда кому-то принадлежали, так что как только начнутся разговоры о «неправильных» границах, то полыхнет весь Кавказ: так как на любой территории здесь в разное время были разные хозяева, так что все могут претендовать на все. И только начни устанавливать здесь «историческую справедливость», то из гражданской войны не выберешься», – сообщил Журавлев.
Выход из ситуации, когда региональные власти не могут привести и поддерживать в должном порядке памятники архитектуры, он не исключает в обращении в Пятигорскую и Черкесскую епархию.
«Если храмами займется не Владикавказская, а Пятигорская и Черкесская епархия – то это может быть нормальным вариантом, можно даже создать отдельное благочиние и поставить русского благочинного. Тогда и храмы останутся в КЧР, и передача «конкурентам по аланству» не состоится, и церковь благоустроит их. Для этого, в том числе, нужна серьезная воля церкви, думаю, что если патриарх обратится к президенту, если на местном уровне это сложно, то все решится в считанные дни», – поделился мнением генеральный директор Института региональных проблем.