Posted 1 ноября 2019,, 11:42

Published 1 ноября 2019,, 11:42

Modified 16 октября 2022,, 18:27

Updated 16 октября 2022,, 18:27

Птицы на взлетке. Как пернатые стали угрозой для пассажиров аэропорта Минвод?

1 ноября 2019, 11:42
В аэропорту Минвод во второй раз за последние два месяца птицы помешали взлету самолета. На самом деле подобных случаев может быть больше. Почему опасные прецеденты повторяются, разбирался корреспондент NewsTracker.

Чудесное спасение и повторное происшествие

Чудесное спасение авиалайнера Airbus «Уральских авиалиний» стало самой нашумевшей новостью августа. Пилоты совершили экстренную посадку на кукурузном поле 15 августа. Сажать самолет пришлось почти сразу после вылета с аэродрома Жуковский, откуда рейс должен был прибыть в Симферополь.

Причиной экстренной посадки стал отказ обоих двигателей самолета после столкновения со стаей чаек. Оказалось, что вблизи аэропорта свалка, которая привлекает птиц. По счастью, все пассажиры остались живы, члены экипажа получили заслуженные государственные награды за выполнение жесткой посадки и оперативные действия после приземления.

Недавно выяснилось, что подобный инцидент повторился на Ставрополье буквально на следующий день после случая в Москве. В аэропорту Минвод 16 августа был задержан вылет рейса Минеральные Воды – Москва. Только спустя 2 месяца официально подтвердилась версия о том, что задержка произошла из-за попадания птицы в двигатель.

Транспортная прокуратура провела проверку в аэропорту Минвод по факту задержки рейса. Результаты проверки стали известны 2 октября. Выяснилось, что в аэропорту не работает биоакустическая установка, предназначенная для отпугивания пернатых. Она должна издавать звуки хищных птиц на высоких частотах.

Обнаружилось также, что в течение нескольких лет специалисты не проводили эколого-орнитологическое обследование района аэродрома и занятия с персоналом аэропорта по авиационно-орнитологической тематике.

«Нарушения могут стать причиной авиационных происшествий. От руководства аэропорта потребовали устранить недочеты», — сообщила прокуратура.

Ничего не изменилось

Спустя два месяца в Минводах, похоже, ничего не изменилось. В минувшую субботу, 26 октября, на 4 часа задержали утренний рейс в Москву. В турбину самолета снова попала птица. Это произошло во время взлета.

«Когда самолет достиг скорости около 200 км/ч, птичку засосало в левую турбину. Все пассажиры почувствовали удар. Командир нажал на тормоз, включил реверс, и самолет прервал взлет. После этого пилот сообщил, что “мы поймали птичку левым двигателем”», — рассказал представитель компании Utair, которая выполняла рейс.

После экстренного торможения птица сама выпала из задней части двигателя, а самолет отправили на техосмотр. Несколько пассажиров не стали дожидаться повторного вылета и сдали билеты на неудачный рейс. Спустя несколько часов этим же самолетом пассажиров доставили во Внуково.

О причинах произошедшего мы спросили руководство аэропорта «Минеральные Воды», но дирекция так и не ответила на запрос NewsTracker.

Неофициально представитель минераловодского аэропорта рассказал NewsTracker, что только за последний год дирекция признала 8 случаев столкновения самолетов с птицами. По его словам, это были незначительные удары мелких птиц о фюзеляж. Он не верит в версию о том, что в этот раз вылет отложили именно из-за попадания птицы в турбину.

«Это технический вопрос, но явно не из-за попадания птицы был прерван взлет», — заявил анонимный представитель аэропорта, который пожелал остаться неизвестным. Сообщить «настоящую» причину он отказался, назвав ее служебной тайной.

Кто кому подчиняется?

Вину за такие происшествия авиакомпании обычно возлагают на орнитологическую службу аэропорта, которая должна следить за популяцией птиц вокруг аэродрома и поддерживать работу биоакустических установок.

Но орнитологи в аэропортах зачастую просто не следят за ситуацией, пока не случится авария, рассказал NewsTracker представитель авиакомпании Utair.

«Все зависит от орнитологической службы аэропорта. Когда случается [аварийная] ситуация, орнитологическая служба начинает работать в штатном режиме. А когда все в штатном режиме происходит, происходят какие-то неловкости в плане того, что или она [отпугивающая установка] не работает или какие-то проблемы возникают с этой службой», — пояснил собеседник агентства.

Птицы беспрепятственно попадают на территорию разных аэропортов. Не часто это приводит к трагедиям, но всегда это тревожный знак.

«Бывает, такое случается на перроне, когда стая просто пролетает. Бывает, воронье летит прямо около самолета на стоянках. Такое тоже не раз было замечено службами представительства разных авиакомпаний», — рассказал собеседник.

Объективную статистику подобных происшествий, по его словам, составить невозможно, потому что аэропорты избегают огласки. Масштабы инцидента прямо зависят от размера птицы — небольшой удар в фюзеляж часто остается незамеченным и никто, кроме пилотов и диспетчеров, может об этом не знать.

«Ни одна авиакомпания не в силах за этим проследить. Потому что эта тушка может упасть где-то на взлетной полосе, служба навигации аэропорта может устранить и никому об этом не доложить. Трудность в том, что выявить очень проблематично. Сложно доказать, на каком участке перелета, в какой момент произошло столкновение. Трудно потом доказать, что это случилось именно в этом аэропорту, а не, например, в аэропорту Внуково или во время полета самолета», — отметил представитель авиакомпании.

Подобные истории, конечно, сказываются не только на имидже авиакомпаний, но и приносят реальные убытки.

«Авиакомпания несет убытки с момента попадания. Это простой самолета, потеря денежных средств, потеря времени пассажиров, качества обслуживания», — пояснил собеседник из Utair.

Какой разбор полетов после таких инцидентов происходит между авиакомпанией и аэропортом, остается только догадываться. Представители обеих сторон об этом умалчивают. «Это коммерческая тайна, мы не можем это обсуждать», — отметил собеседник из авиакомпании Utair.

Однако официальная процедура довольно безобидная и не ведет к каким-либо последствиям для аэропорта. «Авиакомпания присылает акт в аэропорт и требует соответствия нормам, чтобы аэропорт привел в норму все службы, чтобы работа велась в штатном режиме», — рассказал представитель авиаперевозчика.

Но, несмотря на все издержки, реально повлиять на руководство аэропортов авиакомпании не в состоянии. Авиаперевозчики просто избегают конфликта с руководством аэропорта, чтобы не нарушить график вылетов.

«[Реально] повлиять [на руководство аэропорта] может пресса и государство, Росавиация, которая должна контролировать этот момент. Авиакомпании требуют устранения от аэропорта. Писать в государственную инстанцию Росавиация авиакомпании тоже во многом не заинтересованы, потому что это может повлиять на работу аэропорта», — отметил собеседник агентства.

Отпугивают не только птиц

Сотрудники аэропорта видят ситуацию с другой стороны. Зону своей ответственности, согласно регламентам, они видят лишь в радиусе 15 километров от аэропорта.

По мнению анонимного источника, система «Беркут», которая работает в аэропорту Минвод, вполне справляется с отпугиванием птиц. Пернатые, по данным источника, появляются на территории аэродрома нечасто, потому что очагов гнездовья в округе практически нет, проблемы возникают чаще с перелетными птицами.

«У нас нет своих птиц на аэродроме. У нас все птицы пролетные. Как раз август-сентябрь — массовая миграция птиц [о задержке рейса 16 августа]. Они пролетают мимо, не заходя на посадку в аэропорту Минеральные Воды. Есть птицы, которые живут в районе аэропорта — это врановые — серая ворона и грач, галка. Они тоже пролетают мимо, когда пролетают к местам кормежки и ночевки. Нам известно это время. В тех местах стоит оборудование, которое их отпугивает, когда они пролетают над территорией аэропорта. Работа ведется и день, и ночь», — пояснил собеседник агентства.

Установка для отпугивания птиц «Беркут» — это автомобиль УАЗ с магнитофоном, подключенным к усилителю и громкоговорителю на крыше машины, который воспроизводит крики хищных птиц. Такой автомобиль выезжает на взлетно-посадочную полосу перед вылетом самолета, когда появляются крупные скопления птиц, отметил собеседник.

Дополнительно в зонах расселения врановых установлены мобильные установки, которые срабатывают по графику.

«Это отпугиватель, который имитирует выстрел, имитирует хлопок. Они мобильные, их можно в любой момент переставить, она будет работать с необходимым интервалом. То есть я могу сделать так, чтобы она хлопала каждую минуту, каждые пять минут, каждые полчаса», — рассказал представитель аэропорта.

Такой шум слишком хорошо слышен в округе. Поскольку аэропорт находится в черте города, такие методы борьбы с птицами мешают горожанам, они неустанно жалуются в надзорные органы.

«Город это все слышит, поверьте. Жалуются в ту же самую прокуратуру, в следственный комитет: “Почему аэропорт нам мешает спокойно жить? Почему у них хлопки и прочее?”», — рассказал собеседник.

Других методов борьбы с птицами у аэропорта нет, отмечает собеседник агентства. Любое, даже пневматическое оружие, для этих целей на территории аэропорта использовать запрещено, а для отлова и вывоза попавшихся птиц у аэропорта нет лицензии.

"