Posted 1 августа 2022,, 06:23

Published 1 августа 2022,, 06:23

Modified 16 октября 2022,, 19:28

Updated 16 октября 2022,, 19:28

Охота за выплатами и кадровый голод: что происходит с рынком труда в Ставрополе

1 августа 2022, 06:23
У кого самые высокие зарплаты, как жители Ставрополя обманывают центры занятости ради соцвыплат и что грозит рынку труда из-за санкций, NewsTracker вник в ситуацию по трудоустройству в большом разговоре с директором Центра занятости населения города Викторией Полюбиной.

В Ставропольском крае наступили непростые времена как для работодателей, так и для сотрудников. Третий год на рынке труда сказываются пандемия новой коронавирусной инфекции, а теперь и вводимые против России западные санкции. В то время, как Росстат активно отчитывается росте заработных плат на Ставрополье, местные жители жалуются на снижение реальных доходов. А пока одни граждане переживают из-за того, что лишились работы, другие наслаждаются «ничегонеделанием» и жизнью за счет пособий.

Охотники за соцвыплатами

Чтобы изучить реальное положение рынка труда в современных реалиях NewsTracker пообщался с директором Центра занятости города Ставрополя Викторией Полюбиной.

Один из вопросов, который волновал корреспондента — превращение ЦЗН (Центра занятости населения) в придаток социальных служб. Это связано с тем, что в период пандемии значительный пакет мер поддержки, в число которых входят и соцвыплаты, и кредитные каникулы, повлиял на рост безработицы.

«Действительно, в 2020 году, в период пандемии в центры занятости обратилось более 20 тысяч граждан, большая часть из них — женщины, которым к пособию по безработице выплачивалась доплата на несовершеннолетних детей. Граждан, обратившихся в центр занятости после увольнения, — лишь 40%, и такая тенденция сохраняется в настоящее время», — рассказала собеседница агентства.

По ее словам, из 1783 безработных более 60% — это длительно неработающие граждане, в том числе претенденты на социальную поддержку в виде субсидий на ЖКУ, детские пособия и кредитные каникулы. В число безработных также входят люди, претендующие на заключение социального контракта на открытие собственного дела и самозанятость, бесплатное обучение в рамках национального проекта «Демография».

С помощью веерного опроса ЦНЗ выявил, что более половины из них обращаются в центр занятости за статусом безработного, менее 30% — для поиска работы, и 20% — для получения новой профессии и открытия собственного дела.

«Как нам кажется, выйти из этого положения можно только через изменение законодательства. Граждане должны показать государству, что они стремятся обеспечить свои семьи, получают доход от трудовой деятельности, но заработок недостаточный. Тогда нам будет с кем работать. Появится интерес работодателей к услугам центра занятости», — пояснила Полюбина.

Пока же и сам центр находится в затруднительном положении, даже зарплаты сотрудников здесь зависят от количества трудоустроенных горожан. А если люди приходят просто «числиться», чтобы получать социальные выплаты, они не входят в статистику.

Желание получать пособия некоторых толкает и на обман. Однако собеседница пояснила, что ЦЗН сам не занимается проверкой граждан. Подтверждают право на пособие пенсионный фонд (прим. информирует о периодах работы согласно пенсионным отчислениям), налоговая служба (прим. проверяет наличие статуса самозанятого или ИП) и миграционная служба, которая сообщает о наличии у гражданина постоянной регистрации по месту жительства.

«За 2020–2021 год более трех тысяч граждан получили пособие обманным путем, это не только работа по найму или в качестве ИП, самозанятых, когда они были на учете, но и недостоверные сведения о регистрации по месту жительства», — пояснила Полюбина.

Государству удалось вернуть у 1345 граждан незаконно полученные средства на сумму 11 миллионов рублей. С остальными должниками по поручению Министерства труда и социальной защиты работа еще продолжится до конца текущего года.

Всем выйти из сумрака

А вот механизма по выявлению черной занятости населения на сегодняшний день просто нет.

«Этот вопрос неоднократно обсуждался и в прокуратуре, и в администрации города Ставрополя. Но сегодня правительством объявлен мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса, которые и представляют собой основную зону риска для неформального рынка труда. Это предприятия строительства, торговли и общепита», — отметила руководитель ЦЗН.

По ее мнению, вывести сотрудников из так называемой неформальной занятости можно только через заключение социального контракта, то есть оформление теневого работника как ИП. К слову, центр занятости может предоставить человеку, желающему выйти из тени, субсидии на открытие собственного дела.

«Можно сказать, что этой работой за 2021 и 2022 год было охвачено около тысячи граждан. Открыли собственное дело более 500 человек. Всего же более 3 тысяч граждан стали самозанятыми в 2021–2022 годах», — отметила собеседница.

Избежать неформальной занятости и снять налоговую нагрузку работодатели также могут через заключение договоров с самозанятыми. Тогда обязанность по уплате налогов за полученный доход ложится на работника, и она в разы меньше, чем заплатил бы работодатель.

Санкции отложенного действия

Что касается западных санкций, как такового кризиса из-за них на предприятиях пока нет, но все больше организаций «закрываются» или сообщают о предстоящем закрытии. Насколько это может стать бомбой отложенного действия, и рассказала Виктория Полюбина.

«Ситуация в городе, действительно, пока что достаточно стабильная. Организации и предприятия работают, ищут возможности участия в программах импортозамещения, ищут новые логистические цепочки получения составляющих для производства, которые ранее напрямую закупались в странах Европейского союза. На сегодня лишь 54 организации подали информацию о высвобождении 218 сотрудников, что на 42% меньше аналогичного периода прошлого года. Это предприятия и организации государственного сектора, в которых проводятся организационные штатные мероприятия, налоговая служба, пенсионный фонд и другие», — рассказала собеседница агентства.

Все чаще встречаются заявления о том, что западные компании уходят с российского рынка, только за последнее время об этом заявили H& M, Coca-Cola и Pepsi. Но вот официальные заявления об увольнении сотрудников они пока, судя по всему, не делают.

Например, по данным ЦЗН, семь точек по продаже одежды иностранного производства поставили работу на паузу до 31 августа. Работникам в период простоя выплачивается 2/3 среднемесячной заработной платы. Головной офис работодателя находится в Москве и процедуры сокращения штата или ликвидации пока не планируется.

Несмотря на санкции и закрытие некоторых предприятий, центры занятости населения рост безработицы не прогнозируют.

Кому платят больше?

Но отучиться и поменять профессию — это одно, а вот найти свободную нишу, в которой будет возможность достойного заработка — совсем другое.

По словам Полюбиной, в первом полугодии 2022 года 958 граждан снято с регистрационного учета в связи с трудоустройством, из них более 500 — служащие, почти 300 человек — рабочие, 137 человек — организация самозанятости и 17 — предпринимательская деятельность. И по заявлению собеседницы, уровень зарплат по этим специальностям несомненно растет. Например, средняя зарплата по вакансиям служащих — 63 тысячи рублей

Сводку средних зарплат, которые предлагают работодатели, NewsTracker тоже изучил.

«На сегодняшний день более 900 работодателей города подают в центр занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в различных сферах. Зарплата от 150 тысяч рублей у главного инженера проекта до МРОТ дворника и уборщика служебных помещений соответственно», — пояснила руководительница ЦЗН.

В целом, самые высокие зарплаты в Ставрополе обещают специалистам административно-управленческого персонала (главные инженеры, завскладом, менеджеры, руководители проекта) — от 50 до 150 тысяч рублей. От 100 тысяч рублей планируют платить геодезисту, такие же зарплаты могут получить главный бухгалтер, программист, юрист и менеджер по продажам.

Чуть хуже обстоят дела у «ручных» профессий: автомеханики, водители, бетонщики и разнорабочие, слесари и грузчики. Тут зарплаты варьируются от 30 до 50 тысяч рублей.

«Можно сказать, что работодатели испытывают кадровый голод. Не хватает высококвалифицированных специалистов в автомобильном транспорте, строительстве, на производстве, в торговле. По-прежнему низким спросом у безработных пользуется неквалифицированный труд, вакансии грузчиков, дворников, уборщиков служебных помещений, подсобных рабочих долго не закрываются», — отметила собеседница агентства.

Она пояснила, что зарплата низкоквалифицированных рабочих в среднем составляет 22 тысячи рублей.

"