Он цитировал Ницше, обожал фильм «Крестный отец», гонял по Пятигорску на Лексусе и хотел стать хозяином Ставрополья – так члены одной из самых кровавых банд России описывают своего лидера Валерия Попова. Казалось бы, сын лучшего следователя Ставропольского края должен был пойти по стопам отца, но встал по другую сторону закона. Однако тоже «преуспел» в деле. На счету его банды более 20 умышленных убийств. Жертвами криминальной группировки стали высокопоставленные чиновники, бизнесмены, криминальные авторитеты и случайные прохожие, задетые шальными пулями, свистевшими на курорте в 90-х с завидной периодичностью.
* АУЕ — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.
— Нам нельзя дальше терпеть такое положение, которое сложилось у нас в городе с общественным порядком, надо принимать решительные меры, а то ведь дело дошло до того, что идешь в кино – и оглядываешься, как бы кто не сунул в бок, или не снял костюм, не оскорбил. Есть у нас на Никелькомбинате ремесленное училище №1. Учащиеся этого училища хулиганят. Их государство кормит, обувает, одевает… Однажды мы с женой в сумерках услышали шум, посмотрели – стоит человек, весь окровавленный. Оказывается, он приехал к отцу со второго участка, был выпивши, и на него напали учащиеся, избили.
— Идет какой-нибудь мальчишка, и вы идете с женой или знакомыми. За спиной раздается нецензурщина, и настроение у вас испорчено! А некоторые подобные лица говорят сальности проходящей мимо женщине.
— Со стороны милиции никаких мер не принимается. Мне неоднократно приходилось видеть: идут девчата, и вот к ним пристают хулиганы, сквернословят, обзывают их, а в этот момент мимо проходят сотрудники милиции, все это видят и слышат – и отходят в сторону, они боятся их, хулиганов.
— На днях у нас было партийное собрание, и после этого собрания мы пошли по домам толпой, потому что женщины одни боятся идти!
Кровавые расправы стартовали с убийства пятигорского предпринимателя Артура Аяняна, обратившегося в милицию с заявлением о вымогательстве крупной суммы бойцами Попова. Один из шантажистов даже был пойман с поличным в момент передачи денег. Но вскоре того отпустили, дело замяли, а самого бизнесмена через пять месяцев, осенью 1995 года, нашли мертвым.
В это время Пятигорск получил негласный статус «криминальной столицы юга страны». Жаркий климат способствовал горячим разборкам не хуже жирного куша в виде нарзанных источников, плодородных земель, развивающейся рыночной индустрии, где жесткий передел сфер влияния и выплеснул с мутной водой осадок в виде организовавшейся преступной группировки, куда вошли бывшие спортсмены и сотрудники милиции. И если на первых порах банда под руководством Попова промышляла рэкетом, крышеванием и угрозами, вскоре кулаки боксеров сменил оружейный прицел киллеров.
Кровавые расправы стартовали с убийства пятигорского предпринимателя Артура Аяняна, обратившегося в милицию с заявлением о вымогательстве крупной суммы бойцами Попова. Один из шантажистов даже был пойман с поличным в момент передачи денег. Но вскоре того отпустили, дело замяли, а самого бизнесмена через пять месяцев, осенью 1995 года, нашли мертвым.
Однако самым «урожайным» для ОПГ Попова стал период с 1999 по 2005 год. На тот момент это была уже сформированная сплоченная боевая машина, куда входили: правая рука Попова Андрей Герус (прозвище Коха), штатные киллеры Федор Будько, Александр Шмелев, напарник Шмелева Александр Шестаков, держатель «общака» Сергей Щербинин, личный водитель авторитета Алексей Ким, а также Самвел Сарксян, Андрей Крепышев, Алексей Шаталов , Валерий Калько и др.
Располагалась группировка на базе пятигорского пивзавода и охранялась не только сотрудниками ЧОПа, но и милиционерами, также докладывавшими Попову о планах своего руководства. Хотя и сами высокопоставленные чины не стеснялись сотрудничать с криминальным авторитетом. В группировку Попова входил заместитель начальника отдела по борьбе с коррупцией краевого ГУВД Владимир Мохонченко. Не исключено, что были и другие информаторы и покровители, что объясняет полную вседозволенность бандитов, ошалевших от безнаказанности настолько, что выполняли «заказы» не стесняясь прямо на улице.
Киллеры просто заходили в рестораны и поливали все вокруг свинцом, не задумываясь о возможных случайных жертвах. Столь цинично были убиты директор строительной компании «Ставропольгазснаб» Эдуард Агаджанян и руководитель баскетбольной команды «Локомотив – Минеральные Воды» Александр Сухачев. В подъезде собственного дома был расстрелян депутат краевой Думы, директор Пятигорской кондитерской фабрики Анатолий Плющенко. А советника губернатора Ставрополья Юрия Прачева и его водителя трое бандитов летом 2005 года в упор расстреляли в автомобиле.
Помимо дерзости нападений, фирменным почерком «поповцев» стали и пытки жертв, чьи обезображенные и истерзанные тела они свозили на собственное кладбище под Пятигорском. В 2003 году на склоне горы Дубрава были вырыты и могилы для ростовских бизнесменов, которых Попов принял за наемников, приехавших по его душу. Долго разбираться не стал, дав приказ выбить показания. Выбивали же их со звериной жестокостью. На базе мужчин раздели до трусов, привязали лицом к столу и всю ночь поливали кипятком, жгли паяльной лампой, ломали пальцы. Один из бизнесменов на месте скончался от болевого шока. Другому повезло меньше. Утром его вывезли на кладбище, где вбили в ухо отвертку, разрезали грудную клетку, вставили в область сердца штырь и бросили в могилу.
Что примечательно, зачастую приспешники Попова не знали, кого, за что и за какую цену убивают. «Гонорар» за работу лидер распределял сам, оставляя большую часть себе. Рядовые же члены банды получали не более 3 тысяч долларов за заказ. Почему можно смело сделать вывод, что все в банде строилось не на материальной заинтересованности, а страхе, и что каждый был связан кровью жертв. Занимались убийствами в ОПГ практически все, кроме самого Попова. Тот руки не марал, он держал в них видеокамеру и снимал пытки для личной коллекции и устрашения соратников.
Принцип работал. В банде вплоть до ее ареста царила железная дисциплина, где каждый беспрекословно подчинялся авторитарному Попову. Приказы последнего не обсуждались.
Поймали киллеров в 2006 году в рамках спецоперации МВД и ФСБ. Бойцы спецназа блокировали базу группировки, где были задержаны пять ее участников, среди которых был и сам Валерий Попов. Позже под арест попали еще четверо представителей ОПГ, а шесть человек были объявлены в международный розыск.
Расследование уголовного дела продолжалось более трёх лет. Суд начался в 2009 году, но постепенно дополнялся новыми эпизодами и подсудимыми. Так, в сентябре 2012 года Ставропольским краевым судом Попов, Бутько, Герус и Шестаков были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима, еще один участник группировки Алексей Муравьев — к 13 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Серьезные сроки получили и другие участники группировки. Всего следствием была доказана вина подсудимых в убийствах 20 человек.