Глава клана – Рашид Темрезов президент КЧР.
В группу входят выходцы из клана Батдыева (Мустафа Батдыев – бывший президент республики) и родственники самого Темрезова.

Основа клана: мэр Черкесска Руслан Тамбиев, руководитель администрации главы КЧР Эльдар Салпагаров, сенатор Совета Федерации от КЧР Ахмат Салпагаров, министр финансов КЧР Рустам Эльканов, отец главы КЧР Бориспи Темрезов, братья Марат и Теймураз, дяди Дугер и Хасан.

Руководитель клана Рашид Темрезов в прошлом занимал руководящие посты в крупных предприятиях и государственных организациях республики. Рашид Бориспиевич руководил «Дирекцией капитального строительства», ККС Холдингом (компания занимается передачей электроэнергии и технологическим присоединением к распределительным электросетям), компанией ОКМОН (производство пластмассы), работал начальником в ФКУ УПРДОР, а также был членом совета директором в двух Дорожных предприятиях №162 и 163.

Назначение Темрезова на первый срок в качестве президента было воспринято как триумф клана Мустафы Батдыева, который после ухода с поста президента КЧР стал руководителем регионального отделения Пенсионного фонда РФ. Но мало кто знает, что кандидатуру Темрезова как главы республики лоббировал помощник главы администрации президента РФ, а до этого управляющий делами Генпрокуратуры Назир Хапсироков, выходец из Хабеза и известный покровитель семьи Арашуковых, который помог главе клана – Раулю – стать газовым королем Кавказа.

Что касается родственников в клане Темрезова, то почти все они занимают должности в госорганизациях, но не все играют большую роль в «серьезных» играх клана.
Отец президента КЧР – депутат городской думы и главврач Лечебно-реабилитационного центра. Марат Темрезов – совладелец в федерации тенниса в КЧР. Второй брат – Теймураз - наиболее ключевая фигура - работает председателем Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики. Дядя Рашида Бориспиевича – Хасан Темрезов –депутат в Карачаевском городском округе, а также директор АО "Дорожное Эксплуатационное Предприятие №162". Второй дядя – Дугер - начальник отдела водных ресурсов по Карачаево-Черкесской Республике, заместитель руководителя Кубанского бассейнового водного управления и бывший совладелец фирмы по торговле табаком.

Остальные представители клана Темрезова не просто занимают посты в администрациях, мэриях и Советах Федерации, но и контролируют определенные бизнес-активы через своих прямых родственников. Интересно, что в части фирм, доли которых принадлежат семьям подчиненных, раньше работал и сам Темрезов.
Например, супруга мэра Черкесска Руслана Тамбиева – Елена – является членом совета директоров ККС Холдинга (где ранее руководил нынешний президент республики). Вместе с ней в совет директоров входит и дочь мэра – Диана Тамбиева. Ранее супруги Тамбиевы имели по 33% акций в строительной фирме «Агростройкомплект», однако потом мэр отказался от доли в пользу жены, которая разделила фирму 50 на 50 с неким Сергеем Десюн. Вместе с Сергеем Десюн жена мэра также владеет компанией «Вертикаль», занимающейся гостиничным бизнесом, а с женой Десюн – Еленой – Тамбиева управляет компанией «Вертикаль КОМ», также связанной с гостиничным бизнесом. Примечательно, что Сергей Десюн тоже имеет долю в ККС Холдинге и в компании РСК (распределительная сетевая компания). Вместе с Еленой Тамбиевой они владеют компанией «ТДК» (предоставление услуг для бизнеса) с чистыми активами в 26 млн рублей, директором которой является сын Сергея - Артем Десюн. Компании супруги мэра Черкесска постоянно получают многомиллионные госконтракты. «Агростройкомплекту», например, Управление мелиорации Ставрополья заплатило 1,4 млрд рублей компании в 2014 году. В 2015 283 млн фирма получила от «Курортов Северного Кавказа». В 2016 компании жены мэра достался контракт от МВД КЧР на 800 млн, а в 2018 Минприроды Ставрополья заплатило «Агростройкомплекту» чуть более 25 млн за услуги.

Руководитель администрации главы КЧР Эльдар Салпагаров не регистрировал компании на свое имя до того, как стал занимать госдолжности. Ранее он работал мэром Карачаевска, а сейчас значится директором ФГБУ «Управление эксплуатации большого ставропольского канала» и совладельцем федерации борьбы на поясах.
Самый известный и ключевой человек клана Темрезовых - сенатор от КЧР Ахмат Салпагаров. СМИ называют его кассиром клана Темрезова, указывая, что все денежные потоки группы замкнуты на нем.
В первую очередь, это касается всех государственных подрядов и закупок. Практически более 90% бюджетных средств, выделяемых на эти цели, осваивают фирмы Салпагарова и его братьев. Сам же сенатор ранее владел долей в компании ООО ИСК «Кубанское», занимающейся строительством дорог. Сейчас ее владельцем является родственник сенатора Асхат Салпагаров. Помимо этого, Ахмат Салпагаров работал руководителем в «Дирекции капитального строительства», сменив на этом посту Рашида Темрезова. Именно «Кубанское» получает миллиардные контракты от «Дирекции строительства» в последние годы. Из потраченных дорожным предприятием в год от 3 до 5 млрд «Кубанскому» достается больше миллиарда, тогда как на других примерно 25-30 поставщиков приходится оставшаяся часть. А в 2019 году «Кубанское» уже успело получить контракт от «Дирекции» на 2,8 млрд рублей. «Кубанскому» принадлежит фирма «Канатные дороги Домбая», в числе руководителей которой значатся Асхат и Расул Салпагаровы.
Именно Асхата и Расула называют основой семьи Салпагаровых. На их фирмы приходится более 80% всех господрядов в республике.
В клане есть еще и двоюродные братья сенатора, которые являются владельцами и директорами десятков фирм, а также работают в силовом блоке.
Например, двоюродный брат сенатора Ойдур Эльканов руководит МВД в Черкесске. Второй двоюродный брат - Осман Чотчаев - получил 230 млн рублей на свою фирму ООО «Инвест» через госконтракты.
Мурат Эльканов работает начальником отдела расходов Федерального казначейства по КЧР. Ранее СМИ писали, что он успел отметиться вместе со своим братом Дахиром Элькановым в покушении на убийство замглавы управления казначейства по КЧР Наталью Нагорнову, которую расстреляли в 2008 году. Дахир Эльканов также стал фигурантом разборки на выборах в 2017 году, после которой, как сообщали СМИ, он попал в больницу с огнестрельными ранениями.
По словам источника, знакомого с ситуацией, раньше глава клана Темрезов сильно зависел от Али Каитова и Мустафы Батдыева, однако после назначения на должность главы республики отстранился от покровителей.
По словам источника, знакомого с ситуацией, раньше глава клана Темрезов сильно зависел от Али Каитова и Мустафы Батдыева, однако после назначения на должность главы республики отстранился от покровителей.
«Некогда была программа про «кадровый резерв», «президентские тысячи» и «сотни» и так далее. В ситуации дефицита кадрового резерва Батдыев смог его [Темрезова] продвинуть на нынешний пост, договорившись с Арашуковым, Хапсироковым и другими. И именно когда начали менять власть в КЧР, Темрезов и подвернулся под руку, так как был в «кадровом резерве», - рассказал источник.
Однако, по словам собеседника, когда полпредом в СКФО стал Хлопонин, он поставил ультиматум Темрезову: порвать с прошлыми покровителями, что он и сделал. Темрезов дистанцировался от Батдыева, после чего тот ушел в тень до недавнего времени.
«Но буквально недавно Темрезов сделал Батдыева своим советником, и народ теперь в недоумении: не играли ли они в дистанцию и ссору. Я думаю, что ссора была и вот почему: сын Батдыева Марат возглавлял отделение Россельхозбанка в республике, его с этой должности по инициативе Темрезова «выковыривали» уголовными делами. Если бы они имитировали ссору, то такого бы не было, это слишком рискованная игра. Так как у Темрезова постепенно уходит земля из-под ног, а в родной карачаевской среде он потерял поддержку, он вновь пытается подружиться с Батдыевым», - пояснил эксперт.
«Но буквально недавно Темрезов сделал Батдыева своим советником, и народ теперь в недоумении: не играли ли они в дистанцию и ссору. Я думаю, что ссора была и вот почему: сын Батдыева Марат возглавлял отделение Россельхозбанка в республике, его с этой должности по инициативе Темрезова «выковыривали» уголовными делами. Если бы они имитировали ссору, то такого бы не было, это слишком рискованная игра. Так как у Темрезова постепенно уходит земля из-под ног, а в родной карачаевской среде он потерял поддержку, он вновь пытается подружиться с Батдыевым», - пояснил эксперт.
С остальными влиятельными группировками Темрезов, как пояснил собеседник, растерял дружественные отношения. А свою группировку он фактически создал, но практически она не такая влиятельная, так как Темрезов не обладает собственным ресурсом на это, несмотря на то, что руководит КЧР.

«К Темрезову разве что считается близким мэр Черкесска Руслан Тамбиев. Но Тамбиев сам распоряжается бюджетом города и в личностном плане вряд ли воспринимает Темрезова как руководителя. Возможны бизнес-интересы, дружба, но не подчинение и вертикаль», - добавил он.
С кем дружат и воюют
Клан Темрезовых вынужден поддерживать дружеские отношения с кланом Каитовых-Батдыевых. До 2015 года руководитель республики также пытался найти подходы и к клану Арашуковых-Деревых. В 2015 году обе семьи выступили против Темрезова, однако позже Арашуковы заявили о примирении с Темрезовым и поддержке его политического курса.
Источник: ИА "NewsTracker"