Поддержка малого бизнеса Ставрополья - деньги на ветер и в оффшоры
Средства, выделяемые на поддержку малого и среднего предпринимательства в крае, чаще всего уходят в другие регионы или просто на теплые
оффшорные острова
Общий объем средств, выделяемых в регионе на поддержку МСП, варьируется в пределах 1,2 миллиарда рублей в год. Согласно данным краевого бюджета, в 2017 году около 262 миллионов рублей получили фонды, подконтрольные Министерству экономического развития, а почти миллиард выделили Минэку по государственной программе «Экономическое развитие и инвестиционная экономика». Согласно данным паспорта программы, 600 миллионов рублей Минэк получил из федерального бюджета, а 360 миллионов рублей в министерство пришло из средств краевого бюджета.

В один карман
Из 262 миллионов, направленных в фонды под руководством министерства, в 2017 году большая часть, согласно документам бюджета Ставрополья, досталась «Корпорации развития Ставропольского края». Почти 101 миллион рублей ушел в КРСК, создание которой предполагало молниеносное развитие предпринимательства на Ставрополье. Еще почти 74 миллиона рублей направили в «Фонд поддержки предпринимательства». Около 10 миллионов рублей выделили в «Фонд содействия инновационному развитию», чуть больше 46 миллионов рублей отдали в «Фонд микрофинансирования субъектов МСП».
О том, как работают институты господдержки малого бизнеса в Ставропольском крае, свидетельствуют результаты проведенных за последние 3 года тендеров, по которым деньги от контрактов получали либо заграничные предприятия, либо компании, тем или иным образом связанные с экс-министром экономического развития.
Сейшельские острова, «Осел и пиджак» и другие приключения бюджетных денег

В конце 2015 года Министерство экономического развития, которое в тот период возглавлял Андрей Мурга, совмещающий должность зампреда правительства и курирующий всю экономическую отрасль в Ставропольском крае, провело несколько закупок в общей сумме около 14,5 миллионов рублей. Тендеры обозначались как «организация краевой новогодней ярмарки», участие Ставропольского края в выставке «Импортозамещение» и выставке «Твоими, Ставрополь, глазами глядит Россия на Кавказ».

Тендеры на проведение всех этих мероприятий выиграло ООО «Юниарт». Согласно данным «Спарк-Интерфакс», совладельцем ООО «Юниарт» является «Международная коммерческая компания Туликуда Консалтинг Лимитед», зарегистрированная на Сейшельских островах. Компания вошла в состав учредителей скандально известной ООО ММСИС в РФ, занимающейся торгами на рынке Forex и переставшей выплачивать игрокам заработанные деньги в 2014 году. Тогда обманутые игроки предполагали, что все заблокированные деньги пользователей при разблокировке утекут в офшоры «Туликуд Консалтинг», туда же, куда, вероятно, утекали деньги из бюджета Ставропольского края.

В 2016 году подконтрольный Минэку ГУП «Гарантийный фонд Ставропольского края», чьи телефоны при регистрации совпадают с телефонами ООО с креативным и, видимо, символичным названием «Осел и пиджак», провел закупку на 8 миллионов рублей у предпринимателя Искандера Галяутдинова, чей сын Василий Галяутдинов в 2007 году входил в состав учредителей компании ООО «Электромир». В это же время учредителем «Электромира» значился и Андрей Мурга, которому принадлежало 84% доли в уставном капитале. В 2009 году Мурга стал единственным совладельцем компании и обладателем 100% доли в УК, а в 2014 году в число владельцев добавили и Марину Манжуру, родственницу Владимира Манжуры, руководителя «Гарантийного фонда Ставропольского края» и двоюродного брата Мурги. Однако уже в октябре 2016 единственным владельцем стал некий Евгений Щалпега.
Сразу после новогодних праздников, 13 января 2017 года, ООО «Электромир» стало победителем контракта на 11 миллионов рублей, предоставив в аренду помещение для Многофункционального центра на Ставрополье. В июле 2017 года та же компания выиграла еще два тендера на 10 миллионов рублей снова на аренду для МФЦ и на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг по теплоснабжению арендуемого помещения.

Интерес вызывает и деятельность «Корпорации развития Ставропольского края». Так, в июле 2017 года КРСК приобрела автомобиль Volkswagen Multivan за 2,9 миллиона для своих нужд, В августе 2017 года 600 тысяч рублей ушло на вывеску для здания, где располагается корпорация, а также на оформление рекламой помещений КРСК.

Volkswagen Multivan
Проблема с отсутствием поддержки предпринимателей возникает потому, что в бюджете хватает средств только на содержание фондов, подконтрольных Минэку, считает сопредседатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Опора России» Павле Мрвалевич.
Для малого и среднего предпринимательства нужны не финансовые формы поддержки, а проектные. Вся инфраструктура создана для финансовых форм поддержки бизнеса: фонды гарантийные, микрофинансирования, фонды поддержки, корпорация Ставропольского края. Но на что работать всей этой инфраструктуре, если нет денег из-за небольших бюджетов. В данном случае, если снижать суммы бюджета, то этого будет хватать только на содержание самой этой системы, созданной минэком.
Павел Мрвалевич
сопредседатель Ставропольского краевого отделения Общероссийской общественной организации «Опора России»
По его словам, все структуры существуют на бюджетные деньги, а если им выделяют мало денег, то они уходят только на поддержание деятельности всех ГУПов, а не на предпринимателей.
И получается, что финансовую поддержку получают только 10 организаций из 110. Понятно, что нужно поддерживать не каждого, и вообще не обещали поддержку каждому, но нужно поддерживать лучших, и вот это нужно делать. И поддержка должна быть больше, массовая» - добавил Мрвалевич.
«Своих» не поддерживаем
Последние аукционы среди предпринимателей, объявленные Минэкономразвития, выигрывали, согласно протоколам выбора поставщика, на госзакупках, не только ставропольские бизнесмены, но и представители МСП совсем из других регионов примерно в соотношении 50 на 50.

Так, тендер на оказание услуг по созданию и администрированию информационного ресурса в формате web-сайта "Инвестирование в будущее" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края выиграла компания ООО «Триумф» из республики Марий-Эл.

1,9 млн рублей
1,9 млн рублей
Институт научных исследователей Ростова-на-Дону проводил выполнение работ по актуализации и доработке информационной системы МФЦ.
2,9 млн рублей
2,9 млн рублей
ООО «Четыре вида» из Московской области оказывало услуги по организации и проведению Дней Ставропольского края в Государственной Думе.
3,8 млн рублей
3,8 млн рублей
ООО «Ротекс» из Красноярска за организацию участия делегации Ставропольского края в выставке «Золотая осень-2017».
2,9 млн рублей
2,9 млн рублей
Компании «Стенд Мастер» из Москвы за организацию участия региона в форуме продовольственной безопасности
Нашумевшей стала и история с распределением финансирования на проведение «Недели инноваций» в Ставропольском крае. Два года подряд организатором этого мероприятия выступала индивидуальный предприниматель Надежда Медведева – дочь начальницы одного из отделов ставропольского Минэкономразвития. В результате «Неделя инноваций» получила много нелестных отзывов в частности, в неофициальных сообществах в соцсетях.

Выигрыши предпринимателей из других регионов связаны с тем, что закон о госзакупках не совершенен и с тем, что ТЗ специально заранее делают под «своих», считает президент Торгово-промышленной палаты СК Борис Оболенец.

Дело в том, что закон о закупках не совершенен же, и ТЗ записывают такие требования, которые по сути дела выводят на конкретного исполнителя. Или есть еще одно: с заказчиком уже договорились, и он выполняет заказ, и пишут, что выполнить заказ и предоставить продукцию надо в течение 3 дней. Естественно никто из других предпринимателей на это не идет, потому что не сможет сделать это никак.

Борис Оболенец
Президент Торгово-промышленной палаты СК
Проблемы же малого и среднего предпринимательства, по словам Оболенца, больше замыкаются на федеральном уровне. Проблемой в МСП, как считает собеседник, можно назвать силовое давление на бизнес.
Высокое силовое давление на бизнес, но это по всей стране, и у нас в крае. По сути дела, все структуры силовые, и это федеральные структуры.
«Высокое силовое давление на бизнес, но это по всей стране, и у нас в крае. По сути дела, все структуры силовые, и это федеральные структуры. Тренд этот прокуратура вроде бы как-то пытается сдерживать, и отказывает в плановых проверках и прочее. Но так как ситуация в экономике в целом в стране не очень, а контролирующих органов очень много, в этом плане ситуация у бизнеса не очень хорошая», - сообщил собеседник.

Сейчас, по словам эксперта, законодатели края увеличили налог на торговые площади с 1,5% до 2%, а это максимально допустимый процент. Везде отмечается и президент говорит, что хватит кошмарить бизнес, однако, как считает собеседник, контролирующих органов очень много, и им план надо выполнять.

«И второй момент, что у нас нет ни законодательной базы, ни желания, бороться с теневым бизнесом, и получается, что все больше бизнеса уходит в тень. И в тени оказывается сейчас работать комфортней, а проверять контролирующим органам бизнес надо, поэтому проверяют тех, кто не в тени. Получается такой эффект, что бизнесменов все меньше, а контролирующих органов все также, и на одного бизнесмена проверок все больше и больше», - подытожил президент ТПП СК.


Стратегии МСП нет
Инструменты поддержки в крае действуют по принципу: когда надо – обращайтесь, отсюда ив се проблемы, считает сопредседатель Совета Ставропольского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»; Евгений Бондаренко.

«Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и понимании максимально далекого временного горизонта собственного развития. И потому планы власти должны быть понятными, условия для развития бизнеса стабильными, инструменты поддержки доступными. Инструментов поддержки в крае создано достаточно, но они действуют по принципу: когда надо - обращайтесь. А ведь надо идти в предпринимательскую массу последовательно от одного к другому и предлагать возможности своих институтов, двигать бизнес по направлениям, предусмотренным Стратегией края. А таковой еще пока нет», - считает Бондаренко.

По словам собеседника, прежде всего, начиная с губернатора, нет зрелого, взвешенного понимания предпринимательства своего края и отсутствие хозяйского видения в организации этого направления в крае.

«На мой взгляд, в крае по-прежнему нет четкой экономической политики, подтверждением этому является не выполненное обещание губернатора края, данное им, 30 сентября 2014 года, что в ноябре будет разработана Стратегия края. Уже четвертый ноябрь начался, а Стратегии так и нет», - добавил Бондаренко.

Положительные тенденции, по словам эксперта, складывающиеся в экономике края, происходят, в основном, благодаря возрастающей доле в ВРП региона сельскохозяйственного производства, благодаря которому в инвестиционном рейтинге регионов России Ставропольский край поднялся на 9 позиций.