Posted 31 мая 2021, 07:21
Published 31 мая 2021, 07:21
Modified 16 октября 2022, 19:04
Updated 16 октября 2022, 19:04
Что на самом деле стоит за этим конфликтом, разбирался корреспондент NewsTracker.
Фермерскому хозяйству Волосатова 13 лет. В 2008 году он вернулся в родной Петровский район, купил землю и начал выращивать коров.
Все эти годы предприятие развивалось, появлялись новые постройки. В прошлом году Волосатов оказался в первом потоке образовательного проекта «Школа фермеров». За несколько месяцев изучили азы банковского дела, налогового законодательства, современные технологии ведения сельского хозяйства. Сертификаты об успешном окончании «школы» получали из рук губернатора.
Сейчас предприятие занимает около 80 гектаров земли. Три года назад закупили племенных коров из Воронежа. Стадо в 40 голов приносит около 25 тонн молока в год.
Однако в прошлом году возникли проблемы с надзорными органами — внезапно участились проверки. Оказалось, что не все постройки согласованы с местными властями. «Не знал, что регистрации подлежит каждая постройка», — признается Волосатов. Однако теперь добиться регистрации придется.
Местные власти подали судебный иск и потребовали снести несколько незаконных построек на участках, которые арендует хозяйство Волосатова. Под угрозой сноса оказались две хозпостройки для содержания коров и два жилых строения. В одном из домов живет сам глава хозяйства. Чтобы не допустить сноса, фермер поспешил обратиться в суд, чтобы оформить разрешение на строительство постфактум.
«Возникли проблемы — администрация подала иск на снос этих зданий. Эти здания сейчас в стадии оформления через суд. Почему их требуют сносить, мне непонятно. Кто в этом заинтересован, чтобы снести, не понимаю. А без зданий заниматься животноводством нельзя», — рассказал Волосатов.
Настоящая причина его проблем оказалась мало связана с местными властями. Иск в суд — закономерное развитие конфликта с другим предпринимателем, который занимается разведением рыбы в соседнем пруду.
Пруд через дорогу от фермы в 2019 году арендовал приезжий бизнесмен Алексей Саврай. Запустил партию мальков и начал выращивать рыбу. Первые продажи ожидаются только в 2023 году, но хозяйство уже сейчас несет огромные потери.
По словам предпринимателя, за первые два года хозяйство потеряло около 50% рыбы. При норме около 30% за один полный цикл выращивания мальков (3-4 года). В прошлом году из пруда выловили около 1,5 тонн мертвой рыбы — убытки составили около 150 тысяч рублей, рассказывает Саврай.
Причиной проблем он называет застой воды. Планировалось, что освежать воду в пруду будут с помощью насоса — перекачивая из русла реки Калаус. Она протекает буквально в двухстах метрах от водоема. Примерно посередине построена насосная станция. Ее Саврай выкупил сразу перед запуском производства. Однако Волосатов предложил по-соседски поделить помещение насосной станции.
«Я ему предлагал: давай, я насосную станцию достраиваю, оформляю, тебе передаю ее в обмен на то, что ты мне предоставляешь часть своей земли для прокладки трубы от насосной станции к дамбе (около 100 метров трубы надо было проложить). Он не захотел этого», — рассказал Саврай.
Для спасения хозяйства, по его словам, необходимо срочно решать вопрос водообмена в пруду, иначе вся рыба может погибнуть.
«Обмен воды должен быть. Это все по технологии сделано, чтобы вода не застаивалась, не заванивалась, чтобы рыба не болела. А у меня болото практически. Это как если бы я построил дом, а сосед забрал землю вокруг моего дома, и у меня ни входа, ни выхода», — рассказал Саврай.
Стиль ведения бизнеса Волосатова, по словам соседа, вообще не вполне вписывается в рамки закона. Хозпостройки на берегу Калауса, которые отстаивает Волосатов, нарушают нормы Водного кодекса России. Закон запрещает строительство капитальных объектов в радиусе 200 метров вокруг водоемов, чья протяженность превышает 50 километров (русло Калауса протянуто на 450 километров). Тем не менее Волосатов планирует узаконить все свои постройки.
Его соседу тем временем пришлось временно закрыть свое хозяйство, на время разбирательств. Он рассчитывает в ближайшие два года урегулировать спор с соседом и заново открыть предприятие, когда рыба подрастет и будет готова к продаже.