Posted 30 марта 2018,, 11:15

Published 30 марта 2018,, 11:15

Modified 16 октября 2022,, 17:53

Updated 16 октября 2022,, 17:53

Недоверие властям или опыт прошлого: почему верили слухам о Кемерово

30 марта 2018, 11:15
После трагедии в Кемерово соцсети "взорвались" от фейковой информации про 300 погибших в пожаре в ТЦ. Несмотря на разоблачения всех слухов, сомневающихся до сих пор много. NewsTracker вспоминает подобные случаи и разбирается, в чем причина.

Почти сразу после пожара в торговом центре «Зимняя вишня», где погибли 64 человека, как огонь начали распространяться слухи или умышленная дезинформация о причинах возгорания и о реальном количестве жертв.

Многие из выходивших на митинги жителей Кемерово требовали ответить, сколько действительно человек погибло. На цифру 64 они отвечали, что им чуть ли не достоверно известно о нескольких сотнях. Сама собой в комментариях под бесконечными постами в соцсетях укрепилась цифра в 300 человек. Во многом из-за того, что один из врачей, живущих и работающих в городе, выйдя на митинг, заявил: «300 погибших точно! Я — врач линейной бригады скорой помощи!».

Другие слухи - о причинах - начали появляться еще до того, как официально были заявлены первые версии случившегося. Одна из них гласила, что это был теракт, но власти не хотят рассматривать версию и говорить об этом, так как только что прошли выборы, а инаугурация еще не состоялась. Мол, не время для терактов. Как доказательство были представлены кадры, на которых некий молодой человек со спортивной сумкой входит в активити-зону и, кажется, что-то бросает на край матов.

Благодаря интернету версии и домыслы распространялись с поразительной скоростью и, что хуже, большой широтой охвата. Жителям Владивостока или Калининграда было очень просто, зайдя в новостную ленту соцсетей, наткнуться на якобы достоверные сообщения родственников в ватсапе или переговоры спасателей, которые раскрывают «страшную правду».

Волна разоблачений

Благо, в интернете легко не только распространить ложь, но и разобраться с реальным положением вещей. На поверку оказалось, что врач скорой и сам о 300 трупах прочитал где-то, парень, якобы бросивший что-то на маты вышел на связь, как и его друзья. В соцсетях они написали, что это один из сотрудников центра, который пришел на тренировку. На кадрах, где видна его рука, он здоровается с друзьями.

Хуже домыслов - умышленная и опасная ложь. Украинский блогер Евгений Вольнов звонил в морги города, говорил, что он сотрудник МЧС, и требовал подготовить места для нескольких сотен трупов. Разобрались и с этим, теперь на него возбуждено уголовное дело.

Большая часть фейков была разоблачена, видео, статьи и подкасты, доказывающие их несостоятельность, заполнили сеть, но даже это не смогло убедить всех. В Кемерове пошли на беспрецедентный шаг. Во время митингов в городе инициативная группа смогла посетить морги и лично убедиться в количестве жертв, но не помогло даже это: часть горожан, собравшихся на площади, стала обвинять импровизированную комиссию, что ее члены уже успели договориться с властями и тоже все врут. Другой инициативной группе пришлось объезжать близлежащие детские дома, чтобы убедиться, что все воспитанники на месте. По слухам, большинство погибших детей, чьи смерти скрыты, - это сироты, у которых нет родственников, чтобы заявить о пропаже. Так почему же слухи, даже самые нелепые, так просто и крепко цепляются?

Сравнили с Чернобылем

Многие блогеры, даже не имея никакого отношения к Кемерово, поспешили примазаться к острой теме. Некоторые, не имея фактов и понимания, что происходит, на радость подписчикам заголовки и содержание делали «чтоб пожестче». Среди них - один из самых популярных видео-блогеров Николай Соболев. Он основывался на каких-то анонимных голосовых сообщениях из соцсетей и утверждал, что трупов - несколько сотен, а сокрытие данных - это заговор. Кстати, позже видео со своего канала он удалил.

Однако в чем-то он задел больную тему, сравнивая трагедию в «Зимней вишне» со взрывом чернобыльской АЭС. И эта веха в советской и Российской истории действительно важна для понимания того, почему к официальным данным возникает недоверие. Тогда СМИ сообщали о небольшой утечке радиации, а люди выходили на первомайские митинги в то время, как опасное радиоактивное облако все разрасталось. Лишь потом, постепенно, стал понятен истинный масштаб трагедии, а следом - масштаб лжи, которая аукается и сейчас. Даже говоря правду, властям приходится убеждать в ней людей, которые не хотят верить, что случившееся не настолько страшно, как они думают.

Вера в фейки из-за страха

Если не говорить о тех, кто распространял ложь о количестве погибших и причинах трагедии осознанно, то обвинять остальных в чем-либо трудно, так как их мотивы не всегда осознанны.

«Дело в том, что люди резко потеряли чувство безопасности. Ощущение, что власть, закон, который должен был защищать нас от таких катастроф, оказался бессилен и не справился. И у людей чувство, что ничему нельзя верить», - объясняет психолог Ирина Тайницкая из Ростова-на-Дону.

Она отмечает, что трагедия и ее последствия еще долго будут влиять на жизнь людей в России, она станет такой же болезненной отметкой, как Беслан, Норд-Ост, Крымск.

«Страх затуманивает мышление. А затуманенное мышление влияет на поведение, которое становится неконструктивным. Человек может стать агрессивным или, наоборот, замирает и тяжело переваривает свои переживания в одиночку. Обычно факты успокаивают и придают уверенности. Но когда страх выходит из под контроля, человек начинает проявлять излишнюю подозрительность и агрессивность. Это результат посттравматического стрессового расстройства», - говорит ставропольский психолог Марина Грицай.

Место для домыслов

В 2010 году в Ставрополе произошел теракт. Бомба взорвалась у городского Дворца культуры и спорта, она убила восемь человек, ранила - 57. На следующий день горе от случившегося дополнилось страхом от слухов: непонятно откуда стремительно разлетелась информация, что взорвалась еще и маршрутка. В чьих-то устах она превратилась в несколько маршруток. Люди с уверенностью говорили о погибших и раненых, но ничего из этого не оказалось правдой.

Через два года, в 2012, случилось страшное наводнение в Крымске. По официальным данным, жертвами стихии стали 171 человек. Однако приезжавшие в город журналисты и волонтеры, помимо горя людей, сталкивались с ненавистью к власти, которая якобы скрывает, что погибли до 3 тысяч человек. Был даже схожий с кемеровским слух, что тела прячут в фурах с холодильными установками. Несмотря на то, что такая разница в количестве погибших была бы слишком заметна для небольшого города, в последующем журналистам приходилось даже считать свежие могилы на кладбищах, чтобы убедиться, что официальные данные не врут.

Все подобные случаи объединяет то, что слухи всегда будут рождаться там, где для них есть место. Например, сложно домыслить большее количество жертв при авиакатастрофе. Есть список пассажиров и экипажа. Но никто не знает, сколько именно людей зашли в торговый центр и успели выбежать из него.

Пространство для домыслов порождает домыслы, страх и злоба - заставляют в них поверить, злой умысел разжигает их сильнее. Так будет всегда, судя по опыту. Однако негативный эффект от такого будет меньше в одном случае: если каждый перед тем, как передать подобный слух, попробует проверить его. И не станет распространять дальше, если не нашел какого-либо доказательства.

"