Posted 23 апреля 2021,, 07:39

Published 23 апреля 2021,, 07:39

Modified 16 октября 2022,, 18:53

Updated 16 октября 2022,, 18:53

Монополия на клочке земли. ФАС создала опасный прецедент на КМВ

23 апреля 2021, 07:39
Антимонопольная служба снова вмешалась в ценообразование на минеральную воду из кавминводских источников.

На этот раз по решению регионального УФАС монополистом объявлен небольшой бизнес с минимальной долей рынка. Решение весьма неоднозначное и опасное. Предприниматели и эксперты уверены, что это опасный прецедент, который способен каждого недропользователя на КМВ сделать потенциальной мишенью надзорных органов.

Спор вокруг цены

Под каток антимонопольной службы попала компания ООО «Холод-Розлив» с долей добычи минеральной воды около 1%. Компания арендует скважину №70, в которой добывает столовую минеральную воду «Ессентукская горная».

В июле прошлого года по решению управления ФАС по Ставропольскому краю компания «Холод-Розлив» была признана монополистом на своей скважине и виновной в повышении цены на воду, которую она добывает.

Поводом для разбирательства послужила жалоба конкурирующей фирмы «Аква-вайт», которая занимается розливом воды по бутылкам. Компания-бутилятор пожаловалась в УФАС на повышение отпускной цены на столовую минеральную воду.

Антимонопольщики посчитали, что «Холод-Розлив» воспользовалось «доминирующим положением на рынке», пусть даже «рынок» — это одна скважина, арендованная недропользователем.

«Мы посчитали, что повышение отпускной цены на воду для бутилятора было необоснованным. Оснований для повышения в тех размерах, в которых “Холод-Розлив” повышал цены для конкретного хозсубъекта, по мнению комиссии, не было», — рассказал NewsTracker заместитель руководителя регионального управления ФАС Дмитрий Сапунов.

Таким решением УФАС вступил в противоречие с политикой Центрального аппарата ФАС России. Ранее новый руководитель ФАС России Максим Шаскольский неоднократно заявлял, что служба будет сокращать административное давление на предпринимательское сообщество. О том, что малое и среднее предпринимательство нуждается в господдержке неоднократно заявляло и руководство страны.

Шаткий фундамент «монополии»

Случай со скважиной №70 неоднозначный. Вода здесь, хоть и неповторима по химическому составу, но все-таки не уникальна. Вода «Ессентукская Горная», согласно ГОСТу, является столовой минеральной водой, она относится к пресным водам. Слабая минерализация не позволяет применять ее в лечебных целях, заменить ее может любая другая минеральная или даже пресная питьевая вода, отмечают эксперты.

ФАС доказывает монопольное положение компании, заявляя, что химический состав воды, добываемой из скважины №70, делает эту воду уникальной.

«Мы учитывали, что скважины все-таки разные. [В составе воды] имеются принципиальные различия. Здесь нельзя так рассуждать: все добывают минеральную воду из скважины и, соответственно, вся вода взаимозаменяема. Тогда какой смысл был бы в минеральной воде? Есть вон несколько родников в лесу Ставрополя. Они что аналогичны той минеральной воде, которая добывается в Кисловодске и Ессентуках? Нет, конечно», — отметил Сапунов.

По мнению экспертов, химический состав столовых минеральных вод может отличаться от скважины к скважине, но это не делает такую воду уникальной. Прецедент с «монополией» в пределах одной скважины вызывает опасения участников рынка.

«Обвинение в монополизме на отдельных скважинах это потенциальная ниша для административного давления, которое антимонопольные органы могут применять к любым недропользователям, даже самым мелким», — отметил управляющий партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик.

Истинные причины борьбы за «монополию»

На Кавминводах высокая конкуренция среди компаний, добывающих минеральную воду. Здесь работают 24 недропользователя, которым выдано 32 лицензии. Каждый день они добывают около 15 тысяч кубометров минеральной воды.

На этом фоне объемы добычи ООО «Холод-Розлив» далеки от монопольных: по разным оценкам компания добывает около 1% минеральных вод на рынке Ставропольского края. «Холод-розлив» — субъект малого предпринимательства, в компании трудятся полтора десятка человек. Выручка в 2018 году от продажи минеральной воды с двух скважин составила лишь около 8 миллионов рублей, тогда как в том же 2018 году выручка некоторых конкурентов превышала годовую выручку компании «Холод-розлив» более чем в 100 раз.

Несмотря на это, УФАС настаивает на том, что именно «Холод-розлив» является монополистом в границах одной скважины, и конкурентов у столовой минеральной воды «Ессентукская Горная» нет.

Это решение УФАС горячо поддержала судья Арбитражного суда Ставропольского края и отказала компании «Холод-Розлив» в защите их интересов. Последнее слово остается за апелляционным судом.

Главный монополист

Главной целью ФАС на рынке минеральной воды на КМВ до сих пор оправданно был крупнейший недропользователь АО «Кавминукурортресурсы», который в этот раз остался в стороне.

КМКР добывает львиную долю минеральной воды на КМВ и снабжает ею местные санатории. Компания добывает около 50% всей минеральной воды на КМВ (7,39 тысячи кубометров в сутки) и негласно определяет ценовую политику на рынке.

Предприятие подконтрольно «Корпорации развития Северного Кавказа», которое в свою очередь полностью принадлежит Минэкономразвития России.

В феврале КМКР решило поднять стоимость минеральной воды на 10%. Повышение произошло почти беспрепятственно. Против выступили только местные санатории, которые не способны повлиять на ситуацию.

Однако единственный регулятор (УФАС) переключился на борьбу с небольшими частными компаниями.

Ситуация со скважиной №70 близка к кульминации. У малого бизнеса все еще остается шанс на справедливость. ФАС России пока эту историю не комментирует, ожидая судебного решения. Однако нередки случаи, когда ФАС России отменял решения управления антимонопольной службы по Ставропольскому краю.

В противном случае «Холод-Розлив» планирует доказать в суде, что небольшое предприятие с минимальной долей добычи питьевой воды в 1% не может называться монополистом.

"