Какими скандалами заканчивалось строительство храмов в СКФО

Какими скандалами заканчивалось строительство храмов в СКФО

19 мая, 10:51ОбществоPhoto: pixabay.com
Проблема строительства храмов около домов, вместо скверов и важных городских объектов давно и остро стоит на Северном Кавказе. Почему люди протестуют против возведения культовых сооружений и как достичь компромисса, разбирался NewsTracker.

Общероссийская и общекавказская проблема

Массовые протесты против строительства храма в Екатеринбурге и задержания активистов напомнили, что ситуацию с культовыми сооружениями на Кавказе тоже нельзя назвать идеальной.

Первым «звонком» после стремительно «воцерковлявшихся» 1990-х стала ситуация в Нальчике. Тогда около 300 жителей города написали мэру столицы КБР и президенту республики письмо. В нем они указали, что они категорически против строительства рядом с их домами православной церкви, аргументируя это, в том числе, возможным уничтожением детской площадки.

В настоящий момент споры идут и в Махачкале республики Дагестан. Здесь жители крайне возмущены решением о строительстве храма Александра Невского в районе парка Ак-Гёль. Людям не нравится, что культовое сооружение будет занимать более гектара и доходить до берега озера Ак-Гёль. Их недоумение вызывает и тот факт, что земельный участок для храма был выделен без публичных слушаний, а также другие, с их точки зрения, нарушения законодательства. Некоторые считают, что решение возвести храм станет еще одним фактором обострения межнациональных отношений. Граждане подавали иски в суд, писали патриарху Кириллу, предлагали перенести храм на другое место, например, к музею «Россия — моя история» на проспекте Шамиля. В 2018 году в парке состоялась акция против строительства храма, некоторые участники которой были задержаны правоохранителями.

Photo:pixabay.com

В Северной Осетии – Алании свои проблемы. Ранее представители комитета «Голос Беслана» высказывались против строительства храма рядом с печально известной школой. Они считали недопустимым «смешивать религию и трагедию» и также указывали на возможность провокации национальной розни.

В той же РСО-А шесть лет назад заложили камень в основание будущего храма Александра Невского. Интересно, что желание построить его изъявила «Уральская горно-металлургическая компания». Она же строит и храм в Екатеринбурге, вокруг строительства которого сейчас происходят массовые протесты, а скандал дошел даже до президента. Жители Владикавказа неоднозначно отнеслись к этому решению, так как строить храм было решено на территории парка Победы. Противники строительства возмутились отсутствием общественных слушаний, на которых, с их точки зрения, люди однозначно бы высказались против размещения культового объекта в парковой зоне. Возмущены и мусульмане, проживающие здесь, они уверены, что такое решение принято с учетом интересов только христиан. Интересует общественников и схема передачи парковой земли под застройку.

Не все ладно и в Ставропольском крае. Баталии вокруг культовых построек происходят в Пятигорске. Здесь экологи и активисты неоднократно не давали уничтожить зеленые насаждения в Комсомольском парке в районе «Белая Ромашка», однако внезапно, после некоего «письма граждан» тогда еще мэру Льву Травневу, начался сбор подписей для строительства храма. Волонтеры Российского союза молодежи провели опрос, 71% респондентов которого высказались за строительство культового сооружения. При этом опрос, проведенный экологическими общественниками в Интернете, выявил, что против строительства выступают 63% опрошенных граждан.

Большинство высказавшихся против подчеркивали, что они выступают не против религии или храма, а именно храма в парке. Начался сбор подписей против культовой стройки. Одним из аргументов противников стало то, что будущий храм будет находиться рядом с питейными заведениями, что, как считают люди, недопустимо и кощунственно. Была выдвинута идея построить храм на расстоянии нескольких сотен метров от парка, на углу проспекта Калинина и улицы Панагюриште, здесь запланировано возведение торгового центра. Вот вместо него и предложили установить культовое сооружение. Из аргументов в пользу строительства храма его защитники указывали на облагораживание парковой территории, которая, по мнению людей, находится в неподобающем состоянии. На общественных слушаниях их участники все же решили поддержать строительство.

Урбанисты «за» голосование

Руководитель центра прикладной урбанистики «Процессор» Влад Бойков отмечает, что при грамотном подходе перед началом строительства территория должна быть исследована.

«Мы относимся к сети прикладной урбанистики и, понятное дело, для нас первостепенное значение имеет мнение горожан. Прежде чем планировать объект, мы исследуем его, проводим замеры пространства, устанавливаем, как по нему гуляют, по каким местам, что горожанам нужно от этого места и только после этого мы вносим коррективы в городскую среду. Это называется соучаствующим проектированием», – рассказал собеседник.

С его точки зрения недопустимо продвигать какую-либо стройку в обход мнения людей.

«Мы считаем, что действовать нужно по запросу, то есть если горожане хотят там гулять – они должны там гулять. Храмы должны покрывать определенную территорию. И если, как в Екатеринбурге, на этой территории храмы есть, то люди могут ходить туда и в новых постройках на местах, где их никогда не было, не нуждаются», – сообщил Бойков.

Эксперт считает, что всегда нужно разбираться по месту событий.

«Может это место не используется никак или заброшено, тогда храм будет на пользу, потому что у нас в городской среде очень много «неучтенных» мест с разбитым асфальтом, неухоженным газоном и так далее. Пока место не ухожено, на нем тусуются сомнительные личности и его нужно либо благоустраивать, либо строить что-то», – поделился мнением урбанист.

Важное значение, по словам Бойкова, имеет то, что находится вокруг будущего объекта.

Photo:pixabay.com

«Если храм «съест» всю территорию парка – это недопустимо, но если он подчеркнет какую-то его часть – то хорошо. Нужно смотреть, во что храм будет «вписан», что есть рядом: если те же бары через дорогу – то не стоит, если это пригорочек с сосенками – то подчеркнуть его храмом хорошо. Говоря нашим профессиональным языком, надо учитывать локальные идентичности», – поделился мнением специалист.

Также он указал, что решение подобных вопросов на референдуме – полезная практика, однако предостерег, что референдум должен иметь совещательное значение, а не законодательное.

«К сожалению, не все люди, включая чиновников, у нас разбираются в урбанистике: массовая застройка населенных пунктов многоэтажками в 1980-1990-х годах ярко это продемонстрировала. А строились они потому, что тогда на экранах было много фильмов про Нью-Йорк, где показывались многоэтажки, при этом никто не знал, что для Нью-Йорка это большая проблема, а не достоинство. Поэтому референдум должен фиксировать мнение людей и доносить его до экспертов, которые, в итоге и должны принимать решение», – подчеркнул Бойков.

Церковь против конфликтов

Благочинный Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников сам является настоятелем храма. Он указывает, что скандалы возникают только вокруг строительства культовых сооружений.

«В парковых территориях строятся не только храмы, но и торговые комплексы, и развлечения, и все, что угодно. Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то возмущался по этому поводу, однако когда вопрос заходит о храме – некоторые бросаются на это, как на красную тряпку. Таким все равно, что строить в сквере, лишь бы не храм», – отметил Подоситников.

Он указывает, что в каждом случае имеет место своя специфика и решать проблемы нужно с ее учетом.

«В каждом городе, каждом регионе есть своя ситуация и в каждой есть свое решение. В Ставрополе новый храм на Перспективном был построен на новом месте, рядом со сквером, тут же и школа будет – и это только украсило местность. Казанский кафедральный собор восстановили на прежнем месте, и проблем не было. Будем надеяться, что у нас таких ситуаций как не возникало, так и не возникнет, и мы будем и храмы новые строить, и скверы закладывать, и школы возводить», – поделился мнением священник.

Photo:pixabay.com

В виде примера он рассказал о том, как разобрались с ситуацией в Михайловске.

«За последние 15 лет мы построили несколько храмов в городе, и никаких проблем не возникало и, будем, надеяться, не возникнет. В Михайловске прежний храм стоял на месте, где сейчас стоит школа, но у нас и в мыслях не было теснить, ломать или рушить школу. Мы просто построили храм на новом месте без конфликтов», – указал собеседник.

Комментируя ситуацию в Екатеринбурге, он отметил, что безвыходных ситуаций нет и компромисс всегда возможен.

«Нужно просто садиться за стол переговоров, объяснять позиции друг друга и приходить к компромиссу: я думаю, что решение с обеих сторон должно быть принято мудрое. Главное, чтобы все, что делалось, делалось с любовью и тогда это принесет хорошие плоды в отличие от ситуации, когда своя правота доказывается с кулаками, со злобой и с пеной у рта. Как отстаивать сквер нужно с любовью, а не с кулаками, так и отстаивать храм нужно тоже с любовью: мы молимся, чтобы они пошли по такому пути и чтоб так и было», – сообщил благочинный Михайловского округа.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter