Posted 16 февраля 2018,, 12:29

Published 16 февраля 2018,, 12:29

Modified 16 октября 2022,, 17:40

Updated 16 октября 2022,, 17:40

Тонкая грань между законным и незаконным

16 февраля 2018, 12:29
С необычной ситуацией столкнулось общество с ограниченной ответственностью «Ирмаг».

Необычным оказалось как то, что общество (коммерческая организация)безвозмездно хочет передать имущество ему принадлежащее, так и то что орган местного самоуправления категорически отказывается принимать имущество являющееся объектами входящими в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, представляющих собой единый комплекс муниципального водоснабжения в жилых посёлках, обеспечивающий решение задач по водоснабжению данных сёл, не входящих в компетенцию сельскохозяйственного предприятия.

Эти объекты попали к обществу ещё в 2006 году, когда обанкротилось СХПК (колхоза) им. Калинина. Бросить объекты водоснабжения в селах, где жили люди ООО «Ирмаг» не мог и взял на себя заботу о данных объектах.

Не оставлять же людей без воды?!

То есть, по сути орган местного самоуправления отказывался от имущества служащего для оказания услуг населению! Содержание таких объектов является обязанностью органов местного самоуправления, а не задачей сельскохозяйственного предприятия.

Общество обращалось к Главе администрации муниципального образования Русского сельсовета с просьбой принять указанные объекты в муниципальную собственность, однако письменного ответа не последовало, только устные отказы.

До поры до времени общество справлялось с задачей, но в нынешних условиях финансового кризиса, поддержание работоспособности водопровода силами небольшого сельскохозяйственного предприятия стало непосильной ношей, способной поставить под угрозу не только работоспособность водопровода, но и вообще существование ООО «Ирмаг».

Но, как говорится, любому «герою» может понадобиться помощь, тем более, что от результата зависит не только судьба ООО «Ирмаг», но и всех людей проживающих в селах Русском и Уваровском.

Юристами группы компаний «СРВ» была сформирована позиция, направлены соответствующие требования о принятии имущества органами местного самоуправления и подготовлено заявление в суд к заинтересованному лицу – администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, (далее – администрация МО Русского сельсовета), о признании бездействия администрации по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов недвижимости, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, об обязании администрации в течение 30 дней с момента вступления решения по заявлению в законную силу, принять в муниципальную собственность объекты недвижимости, входящие в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского.

Позиция была мотивирована следующим:

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга и муниципальнуюсобственность» (далее – постановление) объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, в том числе жилищный и нежилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно пункту 1 приложения №3 к постановлению, к муниципальной собственности отнесены объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, за исключением входящих в состав имущества предприятий. Объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов.

В силу пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» объекты, указанные в приложении №3 к постановлению, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, часть 1 статьи 33. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона Ставропольского края от 02.03.05 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» (далее – Закон Ставропольского края), к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Частью 3 статьи 9 Закона Ставропольского края установлено, что за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 статьи 9 закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4-6, 7¹, 8, 13, 13¹, 15, 18, 22, 23, 26, 31, 33¹, 33², 38, частью 1 статьи 14 закона №131-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 закона №131-ФЗ, полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, закреплены за сельскими поселениями.

Согласно пункту 13 раздела 3.1.5 «Генеральные планы» постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно- коммунальному комплексу от 29.10.02 №150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» к объектам инженерной инфраструктуры относятся водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территории.

Постановлением администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района №94 от 10.07.14 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края» (далее – Постановление) утверждены схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования Русского сельсовета.

Как указано в пункте 2.1 Постановления к Русскому сельсовету относится село Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев, х. Эристов), село Русское 1 и село Русское 2. Все они образуют населенный пункт.

В пункте 2.3 Постановления дана общая характеристика систем водоснабжения и водоотведения, в котором указано, что в настоящее время на территории муниципального образования Русского сельсовета имеется, в том числе в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) центральная система водоснабжения, владельцем которого является общество.

В пункте 3.1 Постановления также указано, что водоснабжение сел Русское 2, Уваровское организовано от артезианских скважин, размещенных по территории села Русское 2. Централизованным водоснабжением в селах Русское 2 и Уваровское (х. Соколов, х. Дементьев) занимается общество.

Указанным подтверждается, что заявленные объекты, являющиеся системой водоснабжения, находящиеся на балансе общества, являются объектами общего пользования, за счет которого осуществляется централизованное водоснабжение села Русского и села Уваровского.

Ситуация усложнялась тем, что ООО «Ирмаг» не может оформить права в установленном порядке на указанные объекты в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности СХПК (колхоз) им. Калинина и ликвидацией СХПК (колхоз) им. Калинина.

Были представлены документы подтверждающие позицию общества.

Представитель администрации муниципального образования Русского сельсовета против заявленных требований возражал, при этом подтвердил, что заявленные объекты действительно входят в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, а также, что если ООО «Ирмаг» бросит данные объекты, водоснабжение данных сел прекратится и жители останутся без воды.

Кроме того, администрацией муниципального образования Русского сельсовета был приведён ряд доводов, в том числе о том, что в структуре планирования расходов бюджета сельского поселения не предусмотрены расходы на содержание системы водоснабжения, нет специальной техники и оборудования для обслуживания и ремонта линий водопровода, об износе спорных объектов, о необходимости оформления прав на них – были парированы специалистами Юридического агентства «СРВ» и отклонены судом.

Благодаря помощи специалистов Юридического агентства «СРВ», учитывая всё выше изложенное суд удовлетворил заявленные требования ООО «Ирмаг». Признав бездействие администрации муниципального образования Русского сельсовета Курского района Ставропольского края, с. Русское, по вопросу принятия в муниципальную собственность объектов, входящих в систему водоснабжения села Русского и села Уваровского, незаконным, а также обязал принять в муниципальную собственность спорные объекты.

Надеемся незаконные действия (бездействия) органов исполнительной власти будут встречаться как можно реже, но если это произойдёт, мы всегда готовы прийти к Вам на помощь.

"