Posted 12 декабря 2019,, 18:53

Published 12 декабря 2019,, 18:53

Modified 16 октября 2022,, 18:20

Updated 16 октября 2022,, 18:20

Россия сможет заработать на транзитном сообщении между Востоком и Западом

12 декабря 2019, 18:53
Эксперты оценивают общую длину высокоскоростных магистралей (ВСМ) на Евразийском континенте в 50 тысяч км. У России есть преимущества в этой инфраструктурной системе: транзитная позиция и большая протяженность территории. Это может стать источником новых доходов для российской экономики.

ВСМ способны связать не только отдельные города, но и целые регионы даже внутри государства. Однако пока Российская Федерация не уделяет этому внимания, сопоставимого с развитием данной сферы в других странах. Почему при всей очевидности выгод ВСМ наша железнодорожная сеть отстает?

Эксперты отмечают, что у страны есть позитивный опыт в этой сфере. В первую очередь это участки железнодорожных дорог между двумя столицами, а также Москва — Нижний Новгород. Главгосэкспертиза недавно приняла документы для строительства ВСМ от Москвы до Нижнего Новгорода. Как сообщает newsnn, в стратегии развития ВСМ, принятой в РЖД, запланировано строительство еще трех линий.

В то же время экономист Владимир Косой, представляющий Центр экономики инфраструктуры, отмечает, что количество инициатив обратно пропорционально их качеству. Косой считает, что РЖД следовало бы сначала закончить один проект и только затем браться за следующий.

Линия между Москвой и Петербургом в прошлом году приняла 20 млн пассажиров, пять миллионов перевез «Сапсан». Это не весь потенциал дороги — необходимо увеличивать количество поездов на направлении. Но для этого нужно расширять инфраструктуру, а пока скоростные поезда на подходах к вокзалам вынуждены считаться с другими поездами, например, с пригородными электричками: пропускная способность на направлении Москва — Санкт-Петербург недостаточна.

Так, к 2030 году ожидается, что ВСМ Москва — Санкт-Петербург перевезет в год минимум 16 млн человек. Этот способ передвижения оттянет на себя не меньше 40% авиапассажиров и 16% водителей. За один день можно будет совершить поездку и вернуться в свой город, потратив на дорогу не более пяти часов. Это быстрее, чем может дать любая автодорога, и именно временной фактор станет доводом в пользу железнодорожных ВСМ.

Однако, отмечает эксперт, магистраль между двумя столицами соединяет два крупнейших города страны. Иначе обстоит дело с планируемой ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. Этот участок станет первой на территории России частью транзитного маршрута между Европой и Азией. Сейчас в среднем грузы передвигаются через страну со скоростью тысяча километров за 24 часа, этого мало, чтобы железные дороги могли конкурировать с авиацией. Нужно развивать логистическую инфраструктуру с учетом возможностей ВСМ.

Планируется, что высокоскоростной участок Москва — Нижний Новгород — Казань станет замыкающим в системе транспортного сообщения Азии, ЕС и России и создаст континентальную сеть ВСМ длиной свыше 50 тысяч км.

"