Posted 9 декабря 2019,, 07:34

Published 9 декабря 2019,, 07:34

Modified 16 октября 2022,, 18:18

Updated 16 октября 2022,, 18:18

В бюджетную зависимость впали поставщики медоборудования на Ставрополье

9 декабря 2019, 07:34
Медучреждения по всей России завалены импортом, но правительство планирует кардинально поменять ситуацию в ближайшие 10 лет. Готова ли отрасль к таким изменениям, разбирался NewsTracker.

Против импорта

Оборот рынка медицинских изделий в России в текущем году составит 340 миллиардов рублей. На импортную продукцию приходится около 75% этой суммы. При том, что большая часть денег — из российского бюджета. Медицинское оборудование — самая дорогостоящая продукция в этом сегменте, поэтому в общем обороте оно занимает самую большую долю рынка.

Большие изменения ожидаются в отрасли уже в ближайшее десятилетие. По крайней мере, так планирует федеральное правительство. К 2030 году отечественные компании должны доминировать на внутреннем рынке медицинских изделий.

«В последние годы идет наращивание активное объемов производимых внутри России. Задача сейчас достаточно амбициозная — не менее 40% медизделий мы должны производить сами к 2030 году», — рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Импортозамещение осложняется более гибкой экономической моделью конкурентов. Главные конкуренты — американские бренды — выигрывают в том числе благодаря присутствию на глобальном рынке, это позволяет опускать ценник даже ниже уровня рентабельности российского производства.

«Американцы опустили до нашего уровня цену. Но мы дальше опускать не можем. У российских, к сожалению, есть только свой российский рынок», — отмечает совладелец компании АО «Ангиолайн» Андрей Кудряшов.

Под натиском иностранных конкурентов страдает даже отлаженное на постсоветском пространстве производство одноразовых шприцов. И это не сильные европейские или американские бренды, а более экономные производители из стран Юго-Восточной Азии.

«Основную конкуренцию нам составляют не отечественные производства, как ни странно, - это производители из Юго-Восточной Азии, в основном, Китай. В связи с этим у нас есть планы по развитию номенклатуры. То есть, мы будем заниматься другими изделиями одноразовыми медицинскими», — рассказывает генеральный директор компании ООО «Стерин» Юрий Желонкин.

Компания производит шприцы. В этом сегменте хорошо прослеживается тяготение рынка к крупным производствам. Производство стальной иглы становится рентабельным только при условии гигантских партий — от 1 миллиарда штук, что на треть покрывает потребности всей страны.

Развитие технологий тоже сказывается на отечественных производителях. Пример тому — петербургский завод «Красногвардеец», выпускающий хирургические инструменты еще c 18 века. Модели инструментов для послеоперационного сшивания не менялись здесь в течение последних тридцати лет. В последнее время спрос на эту продукцию падает, потому что на замену приходят новые технологии.

«[Сегмент] занят другими более современными инструментами, в большей части одноразового применения. Наш же инструмент служит довольно длительный срок: от 10 до 20 лет иногда и продолжает работать. Поэтому мы не можем втиснуться в другую нишу с этим инструментом», — рассказывает председатель совета директоров ПАО «Красногвардеец» Виктор Антонов.

Доля Ставрополья

В Ставропольском крае полтора десятка предприятий, связанных с производством и поставкой медицинского оборудования. В масштабах страны ставропольские компании занимают крайне незначительную долю, меньше 1%.

Из года в год обороты этого бизнеса на Ставрополье нестабильны. Общие обороты отрасли в крае составляют по меньшей мере 45 миллионов рублей в год. Однако чистый доход компаний в 4-5 раз ниже. За последние 3 года этот показатель колебался от 6,3 миллиона рублей в 2017 году до 10,3 миллиона рублей в 2018 году.

Бюджет на Ставрополье делает огромную долю оборота в этом сегменте. Основные заказчики инструментов и медицинского оборудования в регионе именно бюджетные учреждения — Фонд социального страхования, родильные дома, больницы районного и краевого уровня. Среди клиентов заказчики, тоже бюджетные учреждения, из соседних регионов.

"