Posted 8 августа 2019, 12:44

Published 8 августа 2019, 12:44

Modified 16 октября 2022, 18:22

Updated 16 октября 2022, 18:22

Как живут люди в забытом властями историческом пригороде Ставрополя. Фоторепортаж

8 августа 2019, 12:44
Каково жить в пригороде Ставрополя с богатейшей историей, убитыми дорогами, отсутствием инфраструктуры и постоянной угрозой оползней? Корреспондент NewsTracker прошелся по главным улицам Верхней Татарки.

У Татарки существует огромный туристический потенциал — совсем рядом в реликтовом лесу располагается крупнейший археологический памятник Предкавказья. Уникальные, крупнейшие для региона сооружения, валы и рвы, система дорог, могильники и культовые сооружения, гроты, живописные камни, родники и водопады и позволяют проследить за жизнью древних людей с VIII века до нашей эры и до X века нашей эры.

Здесь были найдены фрагменты керамики, женские украшения, включая бусы и предметы для плетения кос, наконечники стрел, защитные латы для лошадей, останки влюбленной пары, погребенной в обнимку. Памятник сейчас претендует на попадание в список объектов ЮНЕСКО.

Его туристическим потенциалом заинтересовались власти, которые решили, что первым делом надо строить к памятнику нормальную дорогу. Но на сегодняшний день проехать к городищу можно только по узким улочкам дачного кооператива.

Также здесь расположен источник Иверской иконы Божией Матери, который с XIX века считается целебным. Источник был освящен, верующие стали ходить к нему за исцелением. Он был признан чудотворным. В начале прошлого века у источника были построены часовня и купели.

Только эти 2 достопримечательности могли бы привлечь туристов в поселок, но увы. Говорить о туристической инфраструктуре, когда нет и обычной, не приходится.Частные дома стоят неровным строем, нет гостиниц, кафе и даже тротуаров. Пешеходам приходится ходить на обочинам.

Центр представляет собой грустную картину — площадь, которая чаще используется как парковка у супермаркета, заросший и потухший «Вечный огонь» и парк, состоящий из 10-метров разбитой плитки и покосившихся лавочек.

Отдыхать местные жители вынуждены ездить в город. Благо маршрутки ходят с 6 утра и до половины девятого вечера каждые полчаса. А поездка в такси обойдется в 200 рублей.

Раньше через Татарку проходила федеральная трасса. Но ее размыло. Новая объездная дорога, что проходит через Деминский круг (более 17 километров), в несколько раз длинней, поэтому местные жители и некоторые другие воители все равно пытаются сократить путь, проехав через поселок.

Здесь есть 2 пути. Первый — порядка 12 километров — свернуть с трассы до кольца, зацепить Татарку по краю и выехать на Военном городке. Эта часть дороги сделана хорошо, положили новый асфальт и даже есть пешеходные зоны, но стоит свернуть не на том повороте, и попадаешь на полное бездорожье.

Вторая дорога почти повторяет старую федеральную трассу — длиной 8 километров. Она проходит над Татаркой. Несколько километров дороги разрушены оползнями и не ремонтируются. Ездить там сложно и опасно, но этот участок пути никогда не пустует.

Оползни, к слову, повреждают и сами дома, но заниматься укреплением почвы никто не собирается. Хотя при должном подходе, Татарка могла бы стать еще одним культурно-историческим центром региона.

Подпишитесь