Posted 26 июня 2017,, 17:25

Published 26 июня 2017,, 17:25

Modified 16 октября 2022,, 17:25

Updated 16 октября 2022,, 17:25

Эксперт А1 озвучил пять признаков рейдерского захвата бизнеса

26 июня 2017, 17:25
Руководитель инвестиционного департамента компании А1 Андрей Цешинский в своей колонке Forbes.ru раскрыл пять признаков, которые помогут предпринимателю определить, что партнеры хотят отнять у него долю в бизнесе. Эксперт также дал рекомендации, как воспрепятствовать рейдерскому захвату.

Экономика России, после кризиса 2008 года, столкнувшаяся с двумя кризисами, выработала традиционные методы сохранения активов, пишет Цешинский в колонке журнала Forbes. Прежде всего, это пересмотр программы затрат, стратегии и повышение эффективности производственных процессов. Однако, по его оценке, ряд предпринимателей и сегодня применяет нестандартные способы, такие как захват собственности деловых партнеров.

Один из признаков такой деятельности – сокрытие информации. В ситуации судебных разбирательств с нечестным партнером, доказательная база будет значительно урезана. Процесс затянется на годы, а бизнес перейдет в руки захватчика. Для того, чтобы не попасть в подобную ситуацию, эксперт советует акционеру прописывать в уставе предприятия право на запрос информации, созыв акционеров и выбор кандидатов в совет директоров главой компании с его стороны. Директор со стороны партнера в таких вопросах оказывать давление не должен.

Второй признак – отсутствие консолидированной и аудированной отчетностей и непрозрачная структура собственности. Если структура слишком запутанная, нечестные партнеры смогут совершать множество сделок внутри компании, препятствуя тому, чтобы другой собственник видел реальную картину доходов и расходов.

Самая распространенная ситуация обмана партнера, когда у другого владельца есть параллельный бизнес и значительные обороты с совместной компанией. В подобной ситуации доходы перетекают во вторую фирму, а расходы несет совместное предприятие. Чтобы не попасть в такую ситуацию, Цешинский рекомендует загодя договариваться о том, чтобы взаимосвязанные компании функционировали независимо. Он также советует объединять бизнес на начальном этапе.

Активный признак захвата доли – предъявление к предприятию требований неизвестных контрагентов. Обычно это небольшие компании, с которыми раньше были заключены несколько сделок, уточняет эксперт. Быстро проводятся судебные разбирательства, где небольшая фирма предстает в качестве истца. Она же и выигрывает дело, не подвергаясь особому сопротивлению со стороны компании-ответчика. Компания впоследствии объявляет себя банкротом.

Пятый принцип можно обнаружить в процессе контролируемого банкротства – поручительства за третьих лиц. В этом случае совместная фирма становится поручителем компании партнера бизнесмена. Однако бизнесмен, будучи акционером совместного предприятия, не влияет на требования, которые предъявляют к этой компании. В итоге партнер может предъявить поручительство к совместной компании и обеспечить себе существенную часть требований кредиторов в процессе банкротства. Как итог, процесс завершится до конца, и будет соответствовать его интересам. Чтобы этого избежать, в корпоративных бумагах рекомендуется закреплять право вето на получение и выдачу залогов и поручительств.

"