Posted 27 июня 2019,, 17:22

Published 27 июня 2019,, 17:22

Modified 16 октября 2022,, 18:13

Updated 16 октября 2022,, 18:13

Или в тюрьму, или на повышение: Мэры Ставрополья попали в российский тренд

27 июня 2019, 17:22
Судьбы глав администраций городов Ставропольского края подтвердили тенденцию, о которой говорится в новом исследовании Комитета гражданских инициатив: мэры чаще всего идут на повышение или попадают под следствие.

Тяжелая доля мэра

Комитет гражданских инициатив, основанный Алексеем Кудриным, представил доклад о состоянии института мэров в России. Основные тезисы и цифры исследования приводят «Ведомости».

Авторы исследования взяли срез градоначальников 109 городов за последние 11 лет. Предметом изучения стали судьбы 359 глав городов, в том числе главы практически всех областных центров и столиц республик.

Выяснилось, что из 263 мэров, которые покинули свои должности, 55 пошли на повышение – заняли посты в региональных правительствах. Из них 40% стали заместителями губернаторов или заняли аналогичные должности. Еще 39 градоначальников оказались под следствием, были судимы или вовсе угодили за решетку.

Это 15% всех мэров.

Кому помешал мэр

По словам автора доклада, эксперта Комитета гражданских инициатив Андрея Максимова, причиной большого количества уголовных дел в отношении бывших глав городов может быть активность силовиков и давление на региональные элиты в целом.

«Возможно, это как раз связано с усилением активности правоохранителей в отношении таких губернаторов (губернаторов, которые занимают свои посты давно – прим. ред.), поскольку сейчас мэры часто входят в команды губернаторов, то есть давления в отношении всей региональной элиты. Можно предположить, что с приходом нового губернатора эта активность ослабевает», - приводят «Ведомости» слова эксперта.

Но есть и другой, более заметный тренд – продолжение карьерной лестницы. Так, из 263 мэров 20 стали депутатами Госдумы или членами Совета Федерации, а 12 – губернаторами.

По словам политолога Виталия Иванова, переход бывшего мэра в федеральный парламент – не всегда повышение за большие заслуги, а скорее почетная ссылка или результат торга.

«Например, когда новый губернатор хочет поменять мэра и поставить своего человека, а действующий мэр не замечен в воровстве, у него хорошие связи в местных элитах. Тогда с ним договариваются о компенсации, в том числе в виде отправки в Госдуму или Совет Федерации», - говорит Иванов.

А что на Ставрополье

Главы городов Ставропольского края тоже были неоднократно замечены в криминальных хрониках. Пожалуй, самый известный прецедент создал экс-мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин, который де-юре возглавлял город с 2002 по 2008 годы. История его уголовного преследования и побега из страны по-настоящему авантюрна.

В ноябре 2007 года стало известно, что на Кузьмина возбудили уголовное дело. Его обвиняли в превышении должностных полномочий. Кузьмин якобы незаконно подписал договор мены жилых помещений, причинив ущерб в 1,3 миллиона рублей. Позже ком обвинений стремительно обрастал новыми статьями – уклонение от налогов, фальсификации на выборах и так далее. Сторонние наблюдатели считали, что мэр Ставрополя попросту попал в опалу или на него был заказ. В пользу этой версии говорили неясные претензии следователей и смешные суммы ущерба, которые вменяли Кузьмину.

Не дожидаясь ареста, Кузьмин разумно уехал за границу и попросил политическое убежище. По сей день он благополучно обитает в Европе. А недавно стало известно, что Кузьмин стал самым настоящим европейским политиком, основав «Партию Любви», с которой он баллотировался в Европарламент.

Другой громкой историей уже с более серьезными последствиями стало уголовное дело против Игоря Бестужего, исполняющего обязанности главы администрации, впоследствии – сити-менеджера Ставрополя. За покушение на получение взятки в 50 миллионов рублей он получил 9 лет колонии. Также экс-мэр должен был выплатить 500 миллионов рублей штрафа.

По последним данным, Бестужий за хорошее поведение переведен в колонию-поселение недалеко от хутора Дыдымкин.

И наконец, совсем недавно под следствие едва не попал действующий мэр Кисловодска Александр Курбатов. Следственный комитет собирался возбудить уголовные дела по весьма серьезным статьям о коррупции, но за градоначальника горой встала прокуратура.

Ранее на своего бывшего шефа дал показания Павел Ткаченко, занимавший должность руководителя управления городского хозяйства. Согласившись сотрудничать со следствием, Ткаченко выдал Курбатова, рассказав, что заключал контракты за откаты именно по указанию мэра. Глава администрации, по словам Ткаченко, был в доле.

Но, несмотря на показания бывшего чиновника, Курбатов пока остается недосягаем для следователей.

Получается, что главы ставропольских городов более чем убедительно подтверждают выводы Комитета гражданских инициатив о том, что быть мэром опасно. Хотя есть ведь и пряник: если отслужить отведенный срок в мэрском кресле и не попасть под следствие, то можно благополучно перекочевать в еще более удобное кресло вице-губернатора, депутата или сенатора.

"