Posted 24 июня 2019, 20:31
Published 24 июня 2019, 20:31
Modified 16 октября 2022, 18:13
Updated 16 октября 2022, 18:13
В понедельник 24 июня глава Ингушетии Юнус Бек Евкуров объявил, что подаст в отставку досрочно. Он управлял республикой с ноября 2008 года и смог стабилизировать обстановку в одном из самых социально сложных и экономически неразвитых регионов страны.
Однако под конец своего правления Евкуров не смог справиться с нарастанием протестных настроений, и это стало основной причиной его отставки. По мнению некоторых экспертов, глава Ингушетии оказался между молотом и наковальней – волей Кремля и требованиями оппозиции. Но обо всем по порядку.
Чтобы понимать роль Юнус-Бека Евкурова в новейшей истории Ингушетии, нужно примерно представлять ситуацию в республике в конце нулевых. При президенте Мурате Зязикове постепенно нарастала террористическая напряженность, обострились отношения с Северной Осетией, произошло дальнейшее ухудшение социально-экономической атмосферы в республике, до небывалых масштабов выросла коррупция.
С приходом молодого и решительного Юнус-Бека Евкурова многие даже в оппозиции связывали с ним надежды на улучшение ситуации. Красивым жестом стал, например, отказ широко отмечать инаугурацию Евкурова. Он лишь скромно принял присягу, после чего долго проговорил со старейшинами в мечети Назрани.
Стиль правления Евкурова с самого начала был неким симбиозом жесткости а-ля Рамзан Кадыров и «либеральности» в духе тогдашнего президента РФ Дмитрия Медведева. Правда, со временем стало ясно, что Евкуров не справляется или не хочет справляться с псевдо-либеральными веяниями в российской элите, все больше проявляя военную жесткость. Впрочем, для республики, все еще остававшейся оплотом для многочисленных незаконных вооруженных формирований, возможно, это и было нужно.
Ровно 10 лет назад, 22 июня 2009 года было совершено покушение на главу Ингушетии. Во время проезда кортежа Евкурова по Назрани в середину колонны врезалась Toyota, после чего прогремел взрыв. Один из охранников Евкурова погиб. Сам он и еще двое сотрудников получили ранения. Глава Ингушетии в тяжелом состоянии был госпитализирован.
В последующие годы все причастные к организации и осуществлению покушения, по официальным сообщениям, были уничтожены в различных боестолкновениях.
В том же году в октябре Евкуров отправил правительство Ингушетии в отставку, а в республике начался новый виток борьбы с экстремизмом и терроризмом. Иногда эта борьба принимала довольно жесткие, если не противозаконные формы.
Юнус-Бек Евкуров с самого начала был обречен на сравнение с главой соседней республики Рамзаном Кадыровым. И почти всегда он проигрывал в этом сравнении. Менее харизматичный и телегеничный, Евкуров также был по-военному сдержан и не позволял себе высказываний на грани фола, как это делал и продолжает делать Кадыров. Во многом поэтому исключительно внешняя популярность Евкурова уступает популярности главы Чечни.
В 2012 году главы двух республик вступили в открытое противостояние и обменялись неприятными заявлениями. Это произошло после того, как в Ингушетии уничтожили нападавших на родовое село Кадырова Центорой. Пошли слухи, что именно люди Кадырова организовали убийство боевиков. А то, что это произошло на территории Ингушетии, взбудоражило общественность.
На фоне этого Кадыров позволил себе обвинить Евкурова в недостаточных усилиях по борьбе с боевиками. Глава Ингушетии повел себя более достойно и не стал обострять ситуацию, заявив, что прощает Кадырову его слова и что у каждого свои методы борьбы с преступностью.
После этого Юнус-Бек Евкуров еще два раза переизбирался главой Ингушетии – в 2013 и 2018 годах. Хотя переизбранием это назвать достаточно трудно. Дело в том, что во всех северокавказских республиках глав регионов выбирают депутаты местных парламентов. А они, как известно, в большинстве своем полностью управляемы. И для того, чтобы переизбраться, главе достаточно получить «ярлык на правление» из Кремля. Что и происходило с Евкуровым, на надежность и исполнительность которого каждый раз ставили в Москве.
Началом конца правления Евкурова стали небезызвестные события в Магасе и Назрани осенью 2018 года. Общественность возмутилась соглашением об изменении границ с Чечней. Многие посчитали шаг Евкурова предательством национальных интересов, и тогда впервые громко прозвучали призывы об отставке.
Протесты возобновились в конце марта 2019 года, когда они вылились в уличные беспорядки и столкновения с полицией. По мнению наблюдателей, именно в марте-апреле 2019 года в Кремле заговорили о возможности смены руководства республики. Судя по тому, что до объявления досрочной отставки прошло еще два с половиной месяца, можно предположить, что в это время шли консультации и достигались договоренности с самим Евкуровым и его командой. Как бы то ни было, заявление главы Ингушетии стало сенсацией.
Политолог, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что решение об отставке было принято лично Евкуровым.
«Я думаю, что это его решение, поскольку если бы оно было продиктовано сверху, то это бы означало, что на власть можно надавить, и она пойдет на уступки», - сказал Журавлев в интервью NewsTracker.
Теперь в Магасе и Кремле будут подбирать новую кандидатуру на пост главы. А это будет непросто, учитывая нынешнюю напряженную ситуацию в Ингушетии, продолжает эксперт.
«Будет плавный транзит власти, без каких-либо эксцессов. Скорее всего главой будет этнический ингуш. Да, возможно, на переходный период будет какой-нибудь «парашютист», он может быть приемлем. Но потом все равно власть передадут этническому ингушу, представителю нынешней региональной элиты», - говорит Журавлев.
При этом политолог считает, что опасность новых протестных акций в Ингушетии сохранится.
«Сейчас протестов нет, но мы помним, как это было. Я лично наблюдал за происходящим. И было понятно, что изначально протесты действительно были против размена территории. Потом же стало понятно, что разговор не о территориях, а о попытке переделить власть в республике. Вопрос о возможности или невозможности новых протестов зависит от того, рассчитывают ли их организаторы и теперь на этот передел власти», - говорит политолог.
Когда и если президент Путин примет отставку Юнус-Бека Евкурова, будут назначены новые «выборы» главы Ингушетии. Состоятся они, скорее всего, в сентябре. Учитывая простоту процедуры, больших затрат на это не потребуется, в отличие от всенародных выборов. Поэтому главной интригой ближайших дней станет фигура будущего руководителя республики.