Posted 16 декабря 2021, 14:06
Published 16 декабря 2021, 14:06
Modified 16 октября 2022, 19:22
Updated 16 октября 2022, 19:22
Радикальное обновление
Ранее стало известно, что Верховный суд РФ постановил незаконность отсутствия конкурса для перевозчиков пассажиров в Ставрополе на текущий период. Поэтому возможность автоматического продления договоров с ними на законных основаниях оказалась исключена. Меж тем срок действия договоров заканчивается 31 января. В связи с этим краевые власти приняли решение провести конкурс на 25 маршрутов. Именно это и стало причиной состоявшегося в среду заседания общественного совета по вопросам работы общественного транспорта Ставрополя.
Участники мероприятия, прошедшего в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, обсудили деятельность по оптимизации маршрутов транспорта в краевой столице. Одним из ключевых вопросов стало проведение открытого конкурса на подрядчиков на следующие пять лет. На него будут выставлены лоты как по отдельным маршрутам, так и включающие в себя более одного маршрута.
Участников конкурса планируется оценивать по критериям, за которые можно получить дополнительные баллы. Среди них есть опыт осуществления регулярных перевозок: максимально за него можно получить 5 баллов — при работе от 10 лет и более. Другой критерий — срок эксплуатации транспортных средств. В случае, если он составляет от 0 до 3 лет включительно, можно получить 10 баллов. Третий — характеристики транспортных средств: это оснащение транспортного средства, например, кондиционером, наличие в транспортном средстве низкого пола и иные характеристики. Предусмотрен и коэффициент безопасности: это ДТП, штрафы и так далее. Здесь коэффициент отрицательный: чем он больше, тем больше баллов снимут.
Сомнительные критерии
Опрошенные корреспондентом предприниматели в целом позитивно относятся к конкурсу, однако есть нюансы, прежде всего — в балльной системе.
«Хорошо, что министерство подошло к транспортной реформе в Ставрополе. Каким образом это делается — это уже другой вопрос. Проблемой считаю низкие баллы по характеристикам транспорта. Для того, чтобы участвовать в конкурсе и быть победителем с новым хорошим комфортабельным транспортом, необходимо было давать за него больше баллов. Пока же в плане качества все останется на исходном месте. Нужно было давать 3 балла за низкопольные автобусы, 3 балла — за автобусы с устройствами для приема инвалидов», — отметила одна из присутствующих на мероприятии представителей перевозчиков.
Советник уполномоченного по защите прав предпринимателей Ставрополья Сергей Владимиров также с оптимизмом воспринял широкое обсуждение насущной проблемы. Однако ситуация с балансом баллов, с его точки зрения, также нуждается в проработке.
«В Ставропольском крае в подобном открытом формате работает очень мало министерств, и это очень положительный момент. В ходе данных мероприятий постоянно выясняются какие-то нюансы, которые необходимо проработать отдельно. Например, необходимо садиться и вновь прорабатывать эту шкалу с баллами, пересмотреть коэффициенты. И если мы не проработаем все нюансы сейчас, то весь негатив, из-за которого все это происходит, вернется через полгода-год. Сейчас самый удачный момент, чтобы все сделать и избежать как старых проблем для горожан, так и последующего за ними негатива для власти», — указал эксперт.
Он отметил, что за последние пять лет в городе сложилась очень негативная история с общественным транспортом и попытка исправить это вызывает у некоторых предпринимателей сопротивление.
«Сопротивление — это нормально, если идет в русле действующего законодательства. Предпринимателей я прекрасно понимаю, что они защищают свой бизнес-интерес. Но у юристов есть такое понятие, как конкуренция принципов, то есть надо понимать, какая ценность более важна: поддержать одного человека или поддержать более 600 тысяч жителей города Ставрополя. Я точно знаю, что городу нужен хороший открытый конкурс, и поэтому любые „махинации“, позволяющие вообще отказаться от конкурса, идут против интереса жителей. При этом защищать права предпринимателей, если они будут действительно нарушены, мы естественно, будем в рамках закона. Закон у нас умный, просто у нас мало кто его глубоко читает и пытается творчески применять», — поделился мнением Владимиров.
Балльная система не проработана
Среди приглашенных экспертов был урбанист АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. Он выдвинул предложение о возможности закрытия маршрута № 31 с одновременным небольшим удлинением троллейбусного маршрута № 9, который с минимальным изменением ездит по тому же маршруту. Фактически 31 маршрут составляет конкуренцию краевому транспортному предприятию, которое и так находится не в самом лучшем положении. За счет этого можно было бы значительно увеличить поток пассажиров троллейбуса и, соответственно, увеличить доход троллейбусного предприятия. Другим совпадением является фактически дублирование друг другом маршрутов 15 м и 17 м, один из которых также есть смысл закрыть. Однако представители министерства отметили, что на данный момент эти вопросы не рассматриваются.
Урбанист подчеркнул, что в целом поддерживает Минтранс, потому что в сфере общественных перевозок давно необходимо было начинать наводить порядок. С другой стороны, есть вопросы к несбалансированной балльной системе.
«К примеру, нет отсекающих критериев к старой технике. Есть и другие моменты. К примеру, перевозчик, который двадцать лет работает в городе и имеет старую технику, может перевесить по баллам тех перевозчиков, которые новые и с новой техникой. Это недоработка, на которую комиссия будет обращать внимание и просить это исправлять. Есть вопросы и по проведению конкурса по нерегулируемым тарифам, несмотря на то, что есть нормативные документы, которые это регулируют. Отдельные перевозчики уже активно противодействуют готовящимся изменениям, что вполне логично. Однако я считаю, что, в целом, они правильные: комфорт и удобство горожан важнее, чем доходы 50 предпринимателей, которые работают на старой технике», — подчеркнул эксперт.
В ходе обсуждения представители Минтранса затронули вопрос изменения класса транспортных средств. По их словам, ранее в Ставрополе были, в основном, только маршрутки малого класса, вместимостью до 25 человек. Сейчас будет делаться акцент на увеличение класса: на ряде маршрутов планируется ставить средний или большой, где количество пассажиров будет гораздо больше. С точки зрения урбаниста, в плане комфорта эта мера положительная, однако поможет ли она справиться с другой бедой Ставрополя — пробками — пока неизвестно.
«Поможет ли увеличение классов транспорта на нескольких маршрутах повлиять на проблему пробок — трудно сказать, потому что маршрутов у нас очень много и плюс-минус 30 машин погоды не сделают. Для этого необходимо пересматривать маршрутную сетку, уменьшать количество маршрутов, делать магистральные (с только большими автобусами) и подвозящие (со средним и малым классом транспорта) маршруты. Сейчас это очень сложно, когда по городу работает более полутора тысяч маршрутных такси», — поделился мнением Черняков.