Posted 11 февраля 2019, 14:49
Published 11 февраля 2019, 14:49
Modified 16 октября 2022, 18:06
Updated 16 октября 2022, 18:06
Уголовное дело в отношении сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова не беспрецедентное, и это самое страшное. Взять хотя бы бывшего члена Совета Федерации от Башкирии Игоря Изместьева, который сейчас отбывает пожизненный срок за убийства и прочие тяжкие преступления. Грозит ли то же самое его коллеге из КЧР, которого тоже обвиняют в убийствах, – покажут суд и время.
NewsTracker подготовил обзор биографий ставропольских сенаторов, которые так или иначе засветились в разных историях – криминальных и околокриминальных, или просто имеют непростую репутацию. Составляя этот материал, мы с удивлением и прискорбием выяснили, что таковых оказалось большинство. Многое из приведенной ниже информации – это предположения или сведения источников и не являются утверждением. Впрочем, судите сами.
Валерий Зеренков был первым представителем Ставропольского края в Совете Федерации, став сенатором в 1994 году. Он же – единственный из нашего списка, кто сначала побыл членом верхней палаты парламента, а уже потом губернатором. Правда недолго – исполнительную власть в крае Зеренков возглавлял всего около полутора лет в 2012-2013 годах.
Причиной отставки Зеренкова называли собственное желание и состояние здоровья. Однако, согласно некоторым данным, пост губернатора Ставрополья срочно понадобился Владимиру Владимирову. А тот в свою очередь считается креатурой всемогущего Игоря Сечина. Впрочем, ставленником главы «Роснефти» называли и самого Зеренкова.
Как бы то ни было, наблюдатели считают и Зеренкова, и Владимирова проводниками нефтегазового лобби в регионе. Именно при них «Роснефть» и «Газпром» получили на Ставрополье все ключевые месторождения и инфраструктурные активы в своих отраслях. Так, нефтяной гигант владеет практически всеми месторождениями нефти в крае, а газовая компания получила в свое распоряжение крупнейшее в мире Северо-Ставропольское подземное газохранилище.
Впрочем, губернаторский лоббизм в пользу нефтегазовой компании – еще не преступление. Он скорее свидетельствует о приоритетах чиновника, который позже стал представителем региона в верхней палате федерального парламента.
Банкир Алексей Лысяков в большую политику пришел в 2002 году, когда был назначен членом Совета Федерации от законодательного органа Ставропольского края. В 2011 году он перешел из верхней палаты парламента в нижнюю, избравшись депутатом Госдумы по спискам «Справедливой России» от трех регионов Северного Кавказа – Дагестана, Чечни и Ставропольского края.
Скандал разгорелся в июле 2015 года, когда в петербургском офисе «Сити Инвест Банка» прошли обыски. Следователи СК и оперативники ФСБ обнаружили в кредитном учреждении много интересного, в том числе несколько коробок с наличными долларами. Деньги в сумме 7 миллионов долларов принадлежали, как выяснилось, Лысякову. Наличность изъяли, чтобы проверить их происхождение – следователей насторожило, что такая огромная сумма находится не в банковском хранилище, а стоит в коробках в одном из кабинетов.
Позже Лысякову пришлось оправдываться, поскольку его годовая декларация никаких данных о 7 миллионах долларов наличными не содержала. По версии экс-сенатора, деньги он заработал еще до политической карьеры, работая на высоких должностях в банковских структурах.
К слову, в 2014 году Лысяков задекларировал всего 4,1 миллиона рублей доходов, три машины и долю в квартире площадью 70 квадратных метров. Как и многие его коллеги, он оказался бедным мужем при богатой жене. На супругу Лысякова в том же году было задекларировано свыше 82,8 миллиона рублей дохода.
В коррупционных делах в свое время подозревали еще одного сенатора от думы Ставрополья Константина Скоморохина. Он занимал пост члена Совета Федерации с 2011 по 2016 годы. А до этого с 2003 года был мэром Ессентуков. По информации NewsTracker, именно на тот период и приходятся преступления, в которых подозревали Скоморохина. В частности, следователей заинтересовали сделки с недвижимостью в Ессентуках, которые совершались в пользу близких родственников мэра. Например, на сестру Скоморохина был переписан дорогой земельный участок на улице Семашко, где до этого располагался санаторий имени Дзержинского. На супругу Скоморохина было оформлено также несколько земельных участков в городе и объекты недвижимости – склады, конторы, цеха, автостоянки и прочее.
На посту сенатора Скоморохин богател год от года, часть его имущества даже отражена в официальной декларации. Так, если в первый год в Совете Федерации он задекларировал всего 681,2 тысячи рублей, то в 2012 году он уже официально стал миллионером, отразив 2,1 миллиона заработка. Дальше – больше: в 2013 году – 2,4 миллиона, в 2014 – 3,9 миллиона, в 2015 – 4,6 миллиона рублей. То есть должность сенатора принесла ему 4 миллиона рублей за три года. Кроме того, к концу срока у него было уже 18 машин и других средств транспорта, земельных участков и объектов недвижимости общей площадью 6,4 тысячи квадратных метров.
Впрочем, уголовные дела Скоморохина, даже если они были, закончились ничем.
Загадочная история произошла с нынешним сенатором от краевой думы Ставрополья, экс-губернатором Валерием Гаевским. Случилось это еще в 2004 году, когда он работал на высоких должностях в краевом правительстве. По данным СМИ, во время охоты с участием Гаевского в государственном заказнике «Дебри» случайным выстрелом был убит один из егерей. В убийстве по неосторожности тогда никого не обвинили, а саму историю быстро замяли.
Впрочем, более обоснованные претензии к Гаевскому предъявлялись уже позже, когда он с 2008 по 2012 годы возглавлял регион. В 2010 году тогдашний министр дорожного хозяйства Игорь Васильев стал фигурантом уголовного дела о превышении полномочий. Но дело так и не дошло до суда. Говорят, его помог замять Гаевский. Как известно, через несколько лет, уже при Владимирове министра Васильева таки посадили.
При Гаевском-губернаторе было и немало скандалов с выборами. Так, в 2011 году из-за многочисленных фальсификаций в регионе отменили результаты праймериз «Единой России». Из-за этого Гаевского не включили в качестве «паровоза» на выборы в Госдуму, как это вообще-то везде принято. В том же году были отменены результаты выборов муниципальных депутатов города Лермонтова. В общем, команда Гаевского прямо-таки прославилась фальсификациями и вбросами.
Вспомним, что сейчас этот человек представляет интересы края в Совете Федерации.
Еще один действующий сенатор от Ставропольского края Михаил Афанасов представляет исполнительную власть, то есть был утвержден лично губернатором Владимировым. По информации NewsTracker, утверждение Афанасова проходило практически без обсуждения. Этому будто способствовали широкие финансовые возможности сенатора и его близкая дружба с Владимировым. По данным источников, сразу после этого аффилированная с Афанасовым компания получила весьма лакомый госконтракт – на строительство знаменитого перинатального центра в Ставрополе. Правда, на подрядчиков позже было заведено уголовное дело.
Мультимиллионер Михаил Афанасов при этом никогда не забывает про родственников. Так, в апреле 2018 года он пролоббировал назначение своего брата Николая Афанасова на пост вице-премьера правительства Ставрополья вместо уволенного со скандалом Андрея Мурги. Надеемся, у Николая Николаевича будет более завидная чиновничья судьба.
Сын сенатора Афанасова Василий Афанасов является депутатом краевой думы, избравшись, разумеется, без административного ресурса, подтасовок и помощи отца. Кстати, 38-летний Василий Михайлович также возглавляет компанию отца ООО «Инвестиционная группа МВА». Интересна финансовая отчетность компании, которая вплоть до 2017 года показывала убыток, а потом резко пошла вверх: собственные оборотные средства из минуса выросли до 10 миллионов рублей.
Супруге Михаила Афанасова Светлане принадлежат несколько строительных фирм, которые участвовали в сомнительных проектах. Например, ООО «Кавминэкоцентр» (доля Афанасовой в уставном капитале 12%) в 2005 году получило участок земли в 37 гектаров на склоне Машука. Перед этим земля была выведена из охранной зоны решением тогдашнего губернатора Александра Черногорова. После этого землю перепродали некой фирме из Кабардино-Балкарии, которая построила там элитный поселок.
Ставропольский губернатор-долгожитель Александр Черногоров совмещал должности главы региона и сенатора с 1996 по 2001 годы. Бывшему руководителю края ставят в вину многое: и расцвет коррупции в регионе, и развал крупных производственных предприятий, и разруху в инфраструктуре. Но нам интересно другое – возможная связь Черногорова с Раулем Арашуковым. Да-да, тем самым отцом скандально известного сенатора Рауфа Арашукова, депутатом парламента Карачаево-Черкесии, подозреваемым по делу о многомиллиардных хищениях газа по всему Северному Кавказу.
А дело в том, что в конце 90-х, когда империя Арашукова-старшего набирала обороты, когда он возглавлял ОАО «Ставрополькрайгаз», а его сын 13-летний Рауф еще ходил в школу, поговаривают, именно губернатор Ставрополья Черногоров оказывал личную поддержку «газовому королю». По слухам, Арашуков даже был «теневым министром» правительства края и решал почти все экономические вопросы. Как мы знаем теперь, решал он их в основном в свою пользу.
Еще раз: сенатор Черногоров возможно водил дружбу с Арашуковым-старшим как минимум до 1999 года, а двадцать лет спустя сенатор Арашуков-младший отправляется за решетку по обвинению в убийствах и хищениях. Может, следователям стоит проверить Александра Черногорова на связи с преступным кланом, раз уж сейчас под прицел попали все возможные сообщники Арашуковых?