Posted 29 февраля 2020, 17:23
Published 29 февраля 2020, 17:23
Modified 16 октября 2022, 18:22
Updated 16 октября 2022, 18:22
Бывшие собственники металлургической компании «СтавСталь» в Невинномысске незадолго до банкротства проводили притворные сделки с подконтрольными им кипрскими офшорами, чтобы вывести средства предприятия. А затем эти же сделки были использованы в попытке прекратить процедуру банкротства и отсрочить требования кредиторов. Это следует из постановления Арбитражного суда Ставрополья и решений апелляционной инстанции.
В декабре 2019 года Арбитражный суд частично удовлетворил иск ООО «Ревякинский металлургический комбинат» о признании недействительными сделок между ООО «СтавСталь» и компанией «Метфликс Лимитед» (Metflix Limited), заключенных в июле 2018 года.
По условиям трех контрактов «СтавСталь» должна была поставить кипрской компании 40 тысяч тонн полуфабрикатов из нелегированной стали. «Метфликс Лимитед» перевела «СтавСтали» в качестве оплаты товара 9,7 миллиона долларов США и 4,6 миллиона евро. После этого невинномысский завод якобы отгрузил кипрскому партнеру часть товара – 10 тысяч тонн металлических полуфабрикатов. Это было в августе 2018 года.
Напомним, что в октябре того же года ООО «СтавСталь» было объявлено банкротом.
После этого «Метфликс Лимитед» подала в суд на «СтавСталь» и отсудила часть уже перечисленного платежа за якобы не полученную часть товара – 721,5 миллиона рублей.
Позже выяснилось, что все эти споры между невинномысским металлургическим заводом и «кипрским партнером» были хорошо отрепетированным фарсом. Обе компании были подконтрольны одному и тому же лицу.
«Из материалов дела следует, что оспариваемые контракты заключены между аффилированными лицами и заключены по истечении 11 месяцев после введения в отношении ООО «СтавСталь» процедуры наблюдения, а также 6 месяцев после подготовки и представления временным управляющим анализа финансового состояния должника о невозможности восстановления платежеспособности должника. При этом договоры заключены с компанией «Метфликс Лимитед», созданной менее чем за 3 месяца до их заключения», - говорится в постановлении 16-го арбитражного апелляционного суда.
Итак, компания «Метфликс Лимитед» была учреждена как будто бы специально для заключения этих контрактов. Но вскоре окажется, что в недавно созданной компании прекрасно знали, что «СтавСталь» уже дышит на ладан и не сможет произвести и поставить 40 тысяч тонн продукции. Как же это произошло? Все просто: фактический бенефициар «Метфликс Лимитед» и владелец ООО «СтавСталь» не просто знали друг друга. Это одно и то же лицо.
Генеральным директором и формальным владельцем компании «Метфликс Лимитед» является Альбина Касимова, которая также является гендиректором компании FLODINAL LIMITED, тоже зарегистрированной на Кипре. Владельцем этой FLODINAL LIMITED является Ашот Тамразян. И он же владел ООО «СтавСталь» через кипрские офшоры DOUSTINAS LIMITED, ГРАНДСТРИМ ЛИМИТЕД и компанию ООО «Ревякинский металлургический комбинат». Родной брат Ашота Тамразяна Андраник Тамразян был генеральным директором ООО «СтавСталь». Круг, как говорится, замкнулся.
«Таким образом, ООО «СтавСталь» и компания «Метфликс Лимитед» являются взаимосвязанными, аффилированными юридическими лицами, поскольку входят в одну группу лиц, находящуюся под контролем конечного бенефициара – Тамразяна Ашота», - говорится в постановлении суда.
Притворные сделки по поставке несуществующей продукции на почти на 1 миллиард рублей оказались способом докапитализации ООО «СтавСталь» под видом обычной хозяйственной деятельности. Когда же компанию признали банкротом, часть средств из конкурсной массы была выведена – напомним, что «Метфликс Лимитед» через суд добилась ей выплаты более 720 миллионов рублей.
Сделки между «Метфликс Лимитед» и «СтавСталь» заключались летом 2018 года, когда находящаяся под угрозой банкротства невинномысская компания вела переговоры о мировом соглашении с кредиторами. А для этого нужно было показать кредиторам план финансового оздоровления предприятия, из которого бы следовало, что завод скоро снова будет платежеспособным. С этой целью Тамразян и хотел влить в компанию дополнительно порядка 1 миллиарда рублей. По совпадению, представленный кредиторам инвестиционный план должника предусматривал провести в последующие три года модернизацию завода на те самые 1 миллиард рублей.
План был хитрым настолько, что в случае, если бы мировое соглашение с кредиторами сорвалось, владелец «СтавСтали» смог бы быстренько вывести влитые в компанию деньги по иску «Метфликс Лимитед», поскольку претензии кипрского офшора считались бы текущей задолженностью и подлежали бы приоритетному погашению.
По сути, Тамразян перекладывал деньги из одного кармана в другой. Но когда условный карман – «СтавСталь» – начали банкротить и возникла угроза, что кредиторы потребуют оттуда денег, средства переложили в другой карман, более надежный.
В суде данная схема раскрылась. Три сделки между ООО «СтавСталь» и «Метфликс Лимитед» признали ничтожными. Кипрскую компанию обязали вернуть в конкурсную массу невинномысского завода более 4,6 миллиона долларов США и 59,5 тысячи евро. По нынешнему курсу это почти 315 миллионов рублей.