Posted 28 сентября 2018,, 04:00

Published 28 сентября 2018,, 04:00

Modified 16 октября 2022,, 17:55

Updated 16 октября 2022,, 17:55

Как не потерять пенсионные деньги при переходе в НПФ

28 сентября 2018, 04:00
С 2019 года негосударственные пенсионные фонды будут обязаны информировать клиентов о последствиях перевода накопительной части пенсии, сообщает Банк России.

Одна из самых частых причин обращения граждан в Центробанк – жалобы на незаконный перевод их пенсий в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Как сообщил в интервью Tagilcity директор Департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Кирилл Пронин, жалобы также касаются принудительного удержания накоплений у страховщика и потери инвестиционного дохода.

К счастью для будущих пенсионеров, с 2019 года ситуация изменится. В законодательстве предусмотрены поправки, которые должны защитить права граждан в части накопления пенсий. Например, смена страховщика должна будет осуществляться только с полного информированного согласия клиента. Но обо всем по порядку.

Где моя пенсия?

В настоящее время примерный объем накопительной системы – 4,3 триллиона рублей. Это пенсионные деньги 76 миллионов россиян. Как известно, накопительная часть пенсий может храниться как в государственной системе, так и в частных пенсионных фондах. Выбрать НПФ можно самостоятельно.

С 2015 года все пенсионные накопления граждан защищены государством. Если НПФ лопнет, то пенсионные взносы из него гарантированно сохраняются. Будущий пенсионер может потерять только накопленный инвестиционный доход.

Раз в год любой гражданин может перевести свои накопления из государственного Пенсионного фонда в НПФ или обратно, как и переводить между разными НПФ.

Но нужно помнить, что только раз в пять лет можно перевести накопления без потери процентов! Если переходить из фонда в фонд чаще, то весь инвестиционный доход за промежуточный период будет сгорать.

И вот здесь возникают те самые многочисленные жалобы граждан.

«В салоне связи, где я покупала новый телефон и оформляла симку, мне предложили перевести пенсионные накопления в НПФ крупной российской компании. Сказали, проценты там будут больше, чем в госсистеме, а ранить так же надежно. Я подумала и согласилась. Потом выяснилось, что денег на накопительном счете стало меньше. Оказывается, я потеряла накопленные проценты при переходе. А это были доходы за четыре года!», - рассказала жительница Ставрополя Светлана.

Трудности перевода

По данным Центробанка, основная волна недобросовестных переводов накоплений из фонда в фонд пришлась на 2016-2017 годы. Агенты компаний, которые действовали в интересах тех или иных НПФ, вовсю продвигали свои услуги, «забывая» сообщать клиентам, что они теряют проценты при слишком частом переводе счетов.

Сумма потерь пенсионных доходов россиян за этот период оценивается в 30-40 миллиардов рублей в год! Но, как это водится, большинство клиентов НПФ предпочли не судиться, а смирились с потерями.

«Я вообще не знал, что меня перевели в НПФ! Оформлял кредит в банке, подписывал кучу бумаг. А когда пришел домой и стал изучать документы, натолкнулся на интересный факт: меня перевели в аффилированный с банком НПФ. Пришлось идти в банк и аннулировать договор. Поругался, но никуда подавать не стал», - рассказал Евгений из Пятигорска.

Что изменится

Как говорит эксперт Центробанка Кирилл Пронин, со следующего года система перехода из фонда в фонд будет более прозрачной и информированной.

С 1 января 2019 года человека будут обязаны ставить в известность о том, какой доход он теряет при переводе накоплений в другой фонд. ПФР при этом должен информировать о переводе накоплений оба фонда – текущий и будущий.

Кроме того, если клиент передумает, он может до конца календарного года отозвать заявление о переводе средств, тогда деньги останутся в текущем фонде, а проценты не сгорят.

«Новые правила позволят снизить количество незаконных переводов и потери инвестиционного дохода», - говорит Пронин.

Заявление о переходе в другой фонд можно подавать лично или через представителя в Пенсионном фонде, а также на портале госуслуг. В таком случае клиенту также должны будут предоставить полную информацию о потере процентов.

«Таким образом, у каждого будет возможность взвесить все за и против и сделать осознанный выбор», - говорит представитель Центробанка.

Все данные о поданных заявлениях по смене страховщика можно будет найти на портале госуслуг.

Как и раньше, если человек не подает заявлений о смене пенсионного фонда (является так называемым «молчуном»), то средства накопительной части остаются в управлении государственной компании Внешэкономбанка. На эти счета тоже приходит инвестиционный доход. Например, в 2017 году он составил 8,6%.

Кстати, информацию о текущем пенсионном счете и инвестиционном доходе можно получить в МФЦ или на портале госуслуг. Это займет не больше нескольких минут.

А где хранятся ваши пенсионные накопления?
"