Posted 24 мая 2022,, 15:03

Published 24 мая 2022,, 15:03

Modified 16 октября 2022,, 19:31

Updated 16 октября 2022,, 19:31

Банк «Центр-инвест» опубликовал результаты опроса предпринимателей о новых реалиях

24 мая 2022, 15:03
Банком «Центр-инвест» опубликованы итоги анкетирования, в котором около 900 его клиентов-предпринимателей рассказали о своем видении трансформации их бизнеса, которую диктуют новые экономические реалии в этом году и на среднесрочную перспективу.

Исходя из тезиса, что непрерывные изменения в условиях постоянных кризисов вынуждают принимать креативные решения в интересах нынешнего и будущих поколений, за 30 лет работы банка «Центр-инвест» его сотрудники, клиенты и партнеры сумели выработать целый список антикризисных принципов.

По их мнению, нынешний кризис является не первым и не последним, а всего лишь очередным, который бывает исключительно в неумных головах. При этом даже у самого глубокого кризиса не бывает всеобщих черт, и ссылки на него неуместны - «у нас своей дури хватает!», а его конец наступает с появлением собственной стратегии посткризисного развития. И кризис означает не окончание денежных запасов, а пропажу аппетита.

Малый бизнес юга России оптимистичен и в силу преимуществ, которые ему предоставляют природно-климатические факторы, когда изотермы на 30 процентов превышают среднероссийские показатели, а также исторические традиции, связанные с проживанием казаков во враждебном окружении, предпринимательский дух, дифференцированная структура экономики и южный темперамент. И то, как реагируют предприниматели на новые экономические условия, еще раз является подтверждением формулы успеха малого бизнеса: необходимо знание своего бизнеса, своих рынков, преимущества на них и наличие своей стратегии развития.

Вот почему местный бизнес не теряет уверенности в успехе своего дела. Только три процента предпринимателей в этом году и пять процентов на протяжении трех лет намерены заняться другим видом деятельности. А что касается самозанятых и ИП, они сменят юридическую форму на ООО.

При этом бизнес намерен ориентироваться прежде всего на локальных поставщиков, доля которых уменьшится с 49 до 44 процентов. Но при этом предприниматели готовы увеличить долю поставок из других регионов на четыре процента и на пять — из дружественных стран.

Точно так же преимущество отдается местным покупателям, доля которых чуть снизится, с 61 до 54 процентов. Но при этом на три процента больше станет клиентов из других регионов и на столько же из дружественных стран.

Что же касается основных каналов продаж, 39 процентов будет приходиться на опт и немного снизится розница - с 35 до 31 процента. На три процента больше будет реализовываться через маркетплейсы.

Согласно ответам предпринимателей, работающих в сфере малого бизнеса, 54 процента из них ориентированы на рыночные цены, но в то же время восемь процентов могут работать с ценами торгов и 15 процентов - с ценами конкурентов. С 19 до 16 процентов снизилась доля тех, кто рассчитывает, что меньше станут регулировать цены.

Что касается собственных преимуществ, накопленные опыт и знания должны способствовать росту выручки (на семь процентов в течение первого года и на 14% в 2025 году). Более экономное расходование фонда оплаты труда увеличит ее на шесть и 12 процентов соответственно, снижающиеся материальные затраты — на 10 и 13 процентов, скромный рост прибыли — на семь и 12 процентов, а еще более скромный рост численности персонала — на три и семь процентов соответственно.

Предприниматели рассчитывают в будущем ориентироваться главным образом на собственные инвестиции в бизнес, которые немного снизятся, с 62 до 59 процентов. Средства от займов составят 31 процент против прежних 35. Кто-то надеется привлечь сторонних инвесторов, размещать свои акции на биржах и собирать деньги на краудфандинговых платформах.

Что касается структуры производственного капитала малого бизнеса, здесь изменения невидны. На землю приходится 20 процентов капитала, на здания и сооружения — 17, на машины и оборудование — 27 и столько же на сырье и материалы.

Не обойтись при этом и без интеллектуального капитала. 49 процентов составят навыки, 36 - патенты и смежные права. На хорошие отношения с сотрудниками бизнес отводит долю в 32 процента, с клиентами — 34, с партнерами — 23 процента. На вузы, НКО и прочие сообщества приходится всего семь процентов.

Серьезная роль отдается информационному капиталу. Собственная информация составит долю в 38 процентов, открытые данные — 32 процента, платные данные и исследования — 12 процентов, модели для обработки данных — четыре и управленческих решений — шесть.

Что касается технического и программного обеспечения, 31 процент составят собственные разработки, с 34 до 37 процентов повысится роль отечественных и с 19 до 21 — дружественных стран. А доля поставок из недружественных, наоборот, уменьшится с 16 до 11 процентов.

Хотя каждый предприниматель намерен по-своему решать свои проблемы, но общая тенденция налицо - малый бизнес готов работать в новых условиях.

"