Каждому свое ОСАГО: Как изменятся тарифы «автогражданки»

Каждому свое ОСАГО: Как изменятся тарифы «автогражданки»
Каждому свое ОСАГО: Как изменятся тарифы «автогражданки»
23 ноября 2018, 06:00ЭкономикаФото: pixabay.com
В ходе реформы ОСАГО тарифы станут более прозрачными и индивидуальными, говорят эксперты Банка России.

Автолюбителей всей страны ждет масштабная реформа системы обязательного страхования автогражданской ответственности, которая будет проводиться поэтапно. Новые правила формирования тарифов должны привести к более справедливой цене на полис. А главное, средняя стоимость страхования, вопреки опасениям водителей, практически не вырастет и даже снизится для добросовестных участников дорожного движения, говорят эксперты.

NewsTracker выяснил, какие законодательные нововведения сейчас обсуждаются в Центробанке и Минфине и как они отразятся на рядовых водителях.

Долой региональный коэффициент

Сейчас стоимость полиса ОСАГО рассчитывается по жесткой формуле, которая учитывает несколько коэффициентов: возраст и стаж водителя, мощность автомобиля, количество аварий на этом автомобиле, а также так называемый территориальный коэффициент, то есть наценка или снижение стоимости полиса в зависимости от региона и населенного пункта, в котором зарегистрирован автовладелец. Этот набор коэффициентов не менялся с 2003 года и на сегодня уже устарел.

Фото:pixabay.com

Первое, что предлагается изменить, это убрать территориальный коэффициент. То есть на цену полиса уже не будет влиять место жительства водителя.

Сейчас в зависимости от региона и населенного пункта стоимость автогражданского страхования может вырастать в 2 раза или снижаться до 40%. Например, жители Ставрополя, Кисловодска и Михайловска платят за полис в том числе повышающий территориальный коэффициент 1,2. А в малых населенных пунктах края действует понижающий коэффициент 0,7.

«Года три назад я по работе переехал из райцентра в Ставропольском крае в Ростов. Одновременно решил обновить машину, продал свою здесь и купил с рук примерно такую же в городе. Через год выяснилось, что стоимость полиса ОСАГО у меня выросла за счет регионального коэффициента – в Ростове он 1,8. А до этого, в сельской местности, он был 0,7. Обидно то, что стаж-то у меня за это время только увеличился. Да и водить я стал не быстрее, не опаснее. А платить все равно больше. Мелочь, а неприятно», - делится своим опытом на одном из форумов бывший житель Ставропольского края Александр.

Эксперт Центробанка согласен с тем, что действующая формула не позволяет учитывать многие важные параметры.

«Действующую сегодня систему тарифов сложно назвать гибкой, поскольку она приводит к уравниловке всех водителей вне зависимости от их опыта и стажа, аварийности и поведения на дороге. Возьмем, к примеру, двух водителей с автомобилями Lada Granta мощностью 87 лошадиных сил из Мурманска. У одного стаж 3 года, а у второго – 20 лет. Стоимость полиса для них почти одинаковая – 9 512 рублей, хотя по справедливости, как показывают расчеты, первый из них должен платить 29 134, а второй – 7 847 рублей. Неопытный водитель из Курганской области платит почти в 2 раза меньше безаварийного водителя Челябинска», - говорит директор департамента страхового рынка Банка России Филипп Габуния.

Жесткая система тарифов была хороша на момент запуска ОСАГО, добавляет эксперт. Тогда она не позволяла страховым компаниям завышать цены и делала полис доступным для большинства автомобилистов. Но со временем формула расчета полиса стала уравнительной, а иногда и попросту несправедливой, когда аккуратный водитель платит за лихача.

Фото:torange.biz

Авторы реформы ОСАГО предлагают дать страховым компаниям право использовать дополнительные параметры при формировании стоимости полиса и устанавливать для каждого водителя индивидуальный тариф внутри тарифного коридора. В эти критерии могут входить индивидуальные показатели водителя: то, как он водит, как часто выезжает, сколько раз попадал в аварию или платил штрафы ГИБДД и прочее. Тогда профессиональные водители, которые зарабатывают на своем авто, а также лихачи и нарушители будут платить больше, а аккуратный и опытный водитель, который раз в неделю выезжает на своей машине на дачу, соответственно, будет платить меньше.

Мощность – не главное

На следующем этапе реализации реформы планируется отказаться от учета мощности автомобиля при расчете стоимости ОСАГО. Сегодня при мощности двигателя от 121 до 150 лошадиных сил силы цена полиса вырастает сразу на 40%, что в деньгах – более 2 тысяч рублей. А при мощности от 151 лошадиных сил и выше под капотом водитель платит уже на 60% больше, это почти 3,5 тысячи рублей надбавки. При этом времена, когда машина мощностью 120 «лошадок» считалась спортивной, ушли в прошлое. Сейчас большинство легковых машин на дорогах страны имеют мощность от 71 до 100 лошадиных сил. И для них до сих пор действует повышающий коэффициент за мощность. В новой системе расчета предлагается убрать этот коэффициент из стоимости полиса.

Зачастую страховые компании и сами рады бы предоставить водителям более выгодные условия страхования, но существующие жесткие правила не дают им это сделать. С другой стороны, они не могут и сформировать более высокую цену для злостных нарушителей. В новой системе расчета это станет возможным.

Вырастет ли стоимость ОСАГО?

Главный вопрос, который беспокоит водителей в преддверии реформы: как изменится средняя цена полиса?

Фото:pixabay.com

Принципиальным моментом нововведений является то, что цена полиса повысится для нарушителей и лихачей, но в среднем останется на прежнем уровне. А для добросовестных водителей стоимость «автогражданки» даже снизится, говорят в ЦБ.

«Мы предлагаем изменить систему, чтобы каждый платил сам за себя, а у страховых компаний была возможность использовать дополнительные критерии для оценки водителей. Тогда они смогут предлагать более дешевые полисы для аккуратных водителей, и устанавливать справедливую стоимость для лихачей. Сейчас это невозможно, даже для таких горе-водителей, как житель Сочи, который, заплатив за полис ОСАГО всего 2300 рублей, за 3 месяца попал в 5 аварий с суммарным ущербом в 2,2 миллиона рублей», - говорит Филипп Габуния.

Кроме того, в любом случае будут сохранены ограничения на максимальную стоимость полиса, чтобы не допустить неконтролируемого роста цен. На тот случай, если страховая компания начнет зарабатывать сверх меры, продавая полисы по завышенным ценам, у Банка России будет право потребовать от компании снизить цены.

Еще один важный момент – возможность самостоятельно рассчитывать примерную стоимость полиса ОСАГО. Сейчас, при жесткой формуле, любой автовладелец, сидя дома за компьютером может взять базовую ставку, перемножить ее на набор коэффициентов и получить примерное представление о том, сколько он заплатит. При индивидуальном подходе это будет невозможно, так как в каждом случае стоимость полиса будет рассчитываться по-разному. Поэтому, чтобы соблюсти право водителя на информацию, страховые компании обяжут размещать на своих сайтах онлайн-калькуляторы.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter