Posted 21 сентября 2017, 17:00
Published 21 сентября 2017, 17:00
Modified 20 августа, 16:52
Updated 20 августа, 16:52
Новый рекорд урожая зерновых может установить Россия по итогам года. В целом по стране аграрии должны собрать порядка 130 миллионов тонн зерна. Это будет абсолютный исторический максимум, превышающий показатель 1978 года, когда в СССР собрали 127 миллионов тонн зерна.
Учитывая переходящие остатки прошлого года, в стране образуется валовый объем зерна в 145 миллионов тонн. И это будет уникальная ситуация для российского рынка, сказал президент крупнейшего железнодорожного оператора перевозок аграрных и лесных грузов ГК РТК Константин Засов.
В прошлом году производители зерна старались переждать рынок, поскольку он не предлагал интересные цены. Аграрии считали, что позже смогут продать урожай дороже, поэтому с прошлого сезона остался довольно большой запас. В этом году складывается благоприятная конъюнктура при высоком урожае. Поэтому российские поставщики, скорее всего, активизируются, стремясь продать как можно больше за рубеж, говорит Засов.
«Наши производители дождались достаточно высокой цены и хорошего курса», - сказал глава ГК РТК.
Другое дело, что отправить на экспорт весь объем за октябрь-ноябрь будет технологически невозможно. Транспортная железнодорожная инфраструктура на это не рассчитана. При этом для тех компаний, которые заранее продумали логистику, договорились о поставках, проблем не возникнет.
«Сегодня все заявки, которые подтверждены терминальной инфраструктурой, обеспечиваются», - заверил Засов.
По словам эксперта, традиционно период с марта по июнь для перевозчиков зерна является временем затишья. В будущем году весь объем экспортных и внутренних перевозок можно будет равномерно распределить по месяцам и загрузка мощностей будет более оптимальная.
По словам Засова, в прошлом году был прецедент, когда поставщики зерна стали вывозить рекордные 4,6 миллиона тонн в месяц. Это стало испытанием для железнодорожников. Например, железная дорога Северокавказского региона рассчитана максимум на 7-8 тысяч вагонов-зерновозов. И перевозить сверх этого максимума невозможно физически.
В компании «Русагротранс» (входит в ГК РТК) парк зерновозов составляет более 41 тысячи вагонов. Дефицита транспортных мощностей не будет при условии их равномерной загрузки, казал Засов.
По словам главы ГК РТК, стоимость перевозок зерна железной дорогой в значительной мере зависит и от обновления подвижного состава. Так, если средняя стоимость вагонов составляет 1 миллион рублей, то цена предоставления вагона на сутки будет 800 рублей. При росте средней стоимости вагона до 2 миллионов рублей стоимость суток перевозки будет уже 1,2 тысячи рублей.
В меньшей степени суточная стоимость предоставления вагонов зависит от спроса на перевозки в моменте, сказал Засов.
«Компания ежегодно закупает 1-2 тысячи вагонов в зависимости от года. На конец 2017 года в парке будет порядка 30 тысяч вагонов», - сказал президент ГК РТК.
Эксперт также рассказал о конкуренции со стороны автоперевозчиков. По его словам, сокращение перевозок аграрных грузов, в первую очередь, зерна, автомобильным транспортом положительно скажется на состоянии дорог и экологии в регионах.
р2