Posted 17 декабря 2020,, 12:56

Published 17 декабря 2020,, 12:56

Modified 16 октября 2022,, 18:57

Updated 16 октября 2022,, 18:57

Производители сувениров на Ставрополье не выдерживают конкуренции

17 декабря 2020, 12:56
Стереотипы о России с матрешками, расписной посудой и пуховыми платками поддерживает около 300 предприятий по всей стране. Как ниша художественного ремесла превратилась в бизнес и удается ли ставропольским ремесленникам зарабатывать на своих поделках, разбирался NewsTracker.

«Одна из немногих стран»

Обороты продаж товаров народных промыслов в России превышают 7,5 миллиарда рублей, по информации издания «Бизнес-вектор».

«Мы одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы. Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня себя чувствуют в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть», — считает президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

В основном народным промыслом занимаются разрозненные мелкие производители. Хотя существует целая ассоциация, которая создана для поддержки отрасли, но на ее долю приходится меньшая часть рынка — около 40% от общего оборота таких производств по всей стране (более 3 миллиардов рублей).

Судя по объемам продаж, наиболее востребованы текстильные вещи (доля рынка около 12%). Чуть менее востребованы художественные изделия из металла (доля рынка 11%). На третьем месте керамические изделия (доля рынка 6,4%).

Бизнес зависит от туристов

Производство в нише народных художественных промыслов тяготеет к туристическим центрам. Поэтому ставропольское производство базируется в городах Кавминвод. Всего 5 предприятий в Ессентуках, Пятигорске и Кисловодске. Таковы особенности ниши — такой продукт наиболее востребован в местах с наибольшим потоком туристов.

«Как правило, это все в местах пребывания туристов: какие-то ларьки и так далее. Нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами - чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию где-то реализовывать», — отметил Катырин.

Невыгодное производство

Доходность промысловых предприятий на Ставрополье планомерно снижается. В последние годы заработок таких предприятий сократился на 35%. В 2016 году общая чистая прибыль 5 предприятий составляла 9,3 миллиона рублей.

По отчетам за последний налоговый период, их общая чистая прибыль едва превышает 6 миллионов рублей. Самым трудным для отрасли был 2018 год, тогда общая чистая прибыль предприятий отрасли упала до 2 миллионов рублей.

Нынешний год, отмеченный резким падением турпотока, вероятно, будет еще сложнее. Как таковой поддержки предприятия отрасли от государства не получили.

Небольшую поддержку выдали отдельным предприятиям — на зарплаты сотрудникам в апреле и мае. Оплата ручного труда мастеров может составлять до 50% себестоимости готовых сувениров. С такой экономикой предприятиям очень сложно конкурировать с дешевой китайской продукцией. По той же причине в последние годы для многих производителей стал недоступен экспорт на фоне постепенного роста экспортных пошлин.

К негативным факторам в Ставропольском крае добавляются одни из самых высоких тарифов на энергоносители (свет, газ).

«Раньше ездил на конкурсы, удивлял людей. Чудовищный рост цен на свет, на газ. После нового года неизвестно как работать. Наверное, не будет моего предприятия. Я много раз обращался в Ставрополь. Никакой помощи нет», — жалуется руководитель керамического производства в Кисловодске.

Так за последние 30 лет Россия утратила 40 народных промыслов, отмечают эксперты. Единственная заметная попытка государства поддержать отрасль была предпринята осенью текущего года. Правительство подготовило законодательные изменения, которые помогут ввести саморегулирование, стандарты художественных стилей и разрешения на их использование.

«Идеи нет»

Ставропольскому краю для развития этой и других связанных с туризмом отраслей необходима глобальная переработка бренда региона, считает cопредседатель краевого отделения общероссийской организации «Опора России» Павле Мрвалевич.

«Нужно менять брендирование края. Этим нужно заняться краевому правительству. У городов-курортов есть гербы, некоторые из них можно использовать в брендировании сувениров. Но нужны более масштабные символы — нужно еще разработать различные символы КМВ, которые ассоциировались бы у населения с регионом», — отметил Мрвалевич.

Развивать отрасль не помогает даже модернизация. «Технологии уже шагнули вперед, например, фотографии можно наносить на керамику, на металл, появилась лазерная гравировка. То есть современная технологическая часть уже появилась, а самого главное нет — идеи», — отметил эксперт.

Эффективнее всего разработку универсального бренда может выполнить краевое правительство, считает аналитик.

«В первую очередь, этим должны совместно заниматься министерство туризма и министерство культуры. Нужны вещи, которые могут найти отражение в сувенирной продукции. Не сами художники и ремесленники должны заниматься изобретением бренда курортов Кавминвод», — отметил собеседник агентства.

"