Posted 17 октября 2018,, 07:10

Published 17 октября 2018,, 07:10

Modified 16 октября 2022,, 17:59

Updated 16 октября 2022,, 17:59

Чиновники в России не заинтересованы в развитии малого бизнеса – эксперты

17 октября 2018, 07:10
Вот уже более 20 лет в России действуют программы поддержки малого бизнеса, но эффекта они не дают, пишут «Новые Известия».

О развитии малого бизнеса и необходимости его поддержки ежедневно твердят чиновники всех уровней. Однако за этими мантрами чаще всего ничего не следует, считают эксперты, опрошенные «Новыми Известиями».

Даже по официальным данным, на малый и средний бизнес в России приходится меньше четверти ВВП – 22%. Согласно опросу ВЦИОМ, в этом году 63% бизнесменов отметили ухудшение в своих делах, а 23% вовсе готовы закрыть бизнес.

Между тем в новом «майском указе» Путина содержатся амбициозные цифры, которые мало связаны с реальностью: к 2024 году в малом и среднем бизнесе должны быть задействованы 25 миллионов человек вместо нынешних 19,3 миллиона, доля малого и среднего бизнеса в экспорте должна достигнуть 10%, а доля МСП в экономике вырасти аж до 40%.

По данным Счетной палаты, эти показатели вряд ли достижимы. Аудиторы подсчитали, что в 2014-2017 годах программы поддержки малого бизнеса в России не достигли поставленных задач. А в Стратегии развития страны до 2030 года стоит цель увеличивать долю малого бизнеса в экономике на 1% в год. При таком темпе к 2024 году МСП может занять максимум 29% экономики, но никак не 40%.

Первые программы поддержки малого и среднего бизнеса в России появились еще в 1996 году. Тогда, после начальной волны «дикого капитализма» выяснилось, что рост числа малых предприятий в стране практически прекратился. Правительство приняло первые меры. Был инициирован законопроект «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», созданы Государственный комитет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и Федеральный фонд поддержки МСП.

Кроме того, была принята упрощенная система налогообложения для малых предприятий.

В 2000-х годах развитие малого бизнеса в стране шло ни шатко, ни валко. По официальным данным, в 2004 году на долю МСП приходилось 12,7% ВВП, а в 2017 – 21%. Показатели сильно отстают даже от нынешних планов властей. Для сравнения, в Китае на долю малого бизнеса приходится уже 70% ВВП.

Несмотря на все завершения федерального правительства и местных чиновников, система поддержки малого бизнеса в стране за эти годы так и не появилась. Об этом говорят неумолимые факты. Например, вместо независимых малых предприятий идет формальное дробление крупных компаний. В 2017 из всех кредитов, выданных малому бизнесу, только 3% были льготными. А в 2019 году объем господдержки малого бизнеса будет сокращен с нынешних 21,5 миллиарда рублей до 5,02 миллиарда.

Что уж говорить, если главным продуктом Корпорации МСП является платформа для бесплатного создания сайтов.

Как считает предприниматель Дмитрий Потапенко, нынешняя система поддержки МСП в стране насквозь коррумпирована и неэффективна.

«Чтобы что-то получить в Корпорации МСП, нужно быть там своим парнем. Ну и на собственное существование там тратят немало. Получается классическая схема распила государственных денег: себе и своим», - убежден бизнесмен.

Многочисленные региональные центры поддержки малого бизнеса, поддержки экспорта, инжиниринга и кластерного развития занимаются в лучшем случае проворачиванием федеральных субсидий на банковских счетах. Эффективность этих государственных организаций минимальна, ведь они рассчитаны на промышленные и инновационные проекты, которых в структуре малого бизнеса в России меньше 10%.

Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Егора Гайдара Сергей Жаворонков считает, что в правительстве попросту не знают нужд малого бизнеса.

«Правительство не понимает природу малого бизнеса и поэтому, то, о чем говорит правительство – какие-то кредиты малому бизнесу, какие-то попытки заставить сети покупать продукцию малого бизнеса, разговоры об участии малого бизнеса в закупках госкорпораций – это то, что не нужно в принципе», - говорит эксперт.

«А вот что действительно влияет на малый бизнес, так это увеличение налогов, появление новых неналоговых сборов вроде курортного сбора и рост существующих, массовая и необоснованная блокировка банковских счетов, увеличение объёма отчётности и прочее», - говорит председатель комитета Торгово-промышленной палаты Москвы Анна Вовк.

По ее словам, только реальное упрощение процедур и снижение налогового бремени позволят бизнесу развиваться. И, разумеется, нужны дешевые и длинные банковские кредиты.

Например, в Германии для малого и среднего бизнеса действует так называемая Центральная инновационная программа, в рамках которой одобряется до 70% заявок на льготные кредиты. А средняя сумма кредита составляет 128 тысяч евро.

Основными формами поддержки бизнеса в США и Европе остаются госгарантии при получении кредита, субсидирование и правовое сопровождение компаний. Но главное – это реальное понимание, что только с развитым малым бизнесом национальная экономика может пережить любой кризис и приспособиться к любым изменениям, а также предложить свои ответы на технологические вызовы и прорывы.

А пока в России есть нефть и «кругом враги», малый бизнес остается для чиновников неким эфемерным понятием, которое все поддерживают на словах, но не знают, как поддержать в реальности.

"