Posted 14 ноября 2017,, 07:04

Published 14 ноября 2017,, 07:04

Modified 16 октября 2022,, 17:42

Updated 16 октября 2022,, 17:42

Производители зерна в Сибири несут убытки из-за высокого урожая

14 ноября 2017, 07:04
Аграрии Сибирского федерального округа не могут продать убранное зерно из-за нехватки мест в элеваторах и невозможности вывезти урожай к портам, сообщает «Комсомольская правда – Новосибирск».

Валовый сбор зерна в России в этом году достиг рекордных 130 миллионов тонн. Аграрии Юга и Европейской части России переживают, возможно, удачный сезон: экспортные цены на зерно достигают 8-9 тысяч рублей за тонну при себестоимости 4-5 тысяч рублей. Однако в Сибири все обстоит иначе. Аграрии несут убытки из-за слишком большого урожая.

В сибирских регионах производители зерна столкнулись с огромной проблемой – затоваренностью. Излишки зерна негде хранить – все элеваторы забиты под завязку, а вывезти урожай к морским портам нет возможности из-за нехватки вагонов.

По информации Росстата, на 1 августа 2017 года в Сибирском регионе общие запасы зерна составляли 2,97 миллиона тонн. Это включая переходящие запасы прошлого года. В 2016 году на эту же дату оставалось 1,99 миллиона тонн. То есть сейчас запасы увеличились почти на 1 миллион тонн.

При этом больше половины всех переходящих запасов – это интервенционное зерно, сообщает «Комсомольская правда». Оно лежит мертвым грузом в хранилищах уже не первый год. И если государственный интервенционный фонд более или менее равномерно распределен по другим регионам, то в Сибири хранятся до 44% всего запаса. Это огромная нагрузка на мощности хранения.

Минсельхоз РФ, который должен был торговать этим зерном, оставил запасы на неопределенный срок. Зная, что в этом году ожидается высокий урожай, федеральные чиновники не сделали ничего для того, чтобы обеспечить дополнительные мощности хранения или вывоз зерна за продажу.

Как сообщают «Новые Известия», весной региональные власти обязали аграриев Сибири не сокращать площади под зерновые. Иначе грозили лишить субсидий. Крестьяне свою часть обязательств выполнили, площади не сократили и вырастили рекордный урожай. Но оказались брошенными на произвол судьбы. Власти ведь не обещали помочь продать зерно – они обещали только помочь его вырастить.

В итоге во многих хозяйствах собранный урожай хранится на токах, под пленкой, и портится. Из-за накопления токсинов вскоре зерно будет непригодным даже для фуража.

Экспортировать излишки зерна из Сибирского федерального округа вряд ли возможно. Все свободные железнодорожные вагоны работают на Юге – в Ставропольском и Краснодарском краях. Оно и понятно: перевозить зерно там выгоднее в силу географической близости к черноморским портам. Оборачиваемость вагонов в среднем занимает 20 дней, тогда как в Сибири – 40 дней. Есть вариант экспортировать сибирское зерно в Китай. Но каналы поставки туда еще плохо налажены и скорее всего в этом сезоне стабильный сбыт организовать не удастся.

С другой стороны, у государства есть 1,5 тысячи вагонов-зерновозов. Они могут перевозить до 100 тысяч тонн груза ежемесячно. Но государственный оператор тоже не заинтересован возить зерно издалека, пока есть запасы на Ставрополье и Кубани.

Таким образом, при прочих равных условиях, сибирские аграрии находятся в ущемленном положении по сравнению с хозяйствами Центра, Юга и Европейской части России. А государство не спешит урегулировать ситуацию.

Департамент регулирования рынков АПК Минсельхоза России, который напрямую отвечает за проведение интервенционную кампании, не сделал никаких выводов. Теперь Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств АККОР намерена судиться с ведомством. Фермеры считают, что именно Минсельхоз виновен в сложившейся в Сибири обстановке.

р2

"