Posted 14 октября 2021,, 13:23

Published 14 октября 2021,, 13:23

Modified 16 октября 2022,, 19:20

Updated 16 октября 2022,, 19:20

Большая зачистка. Убыточные химпроизводства Ставрополья исчезают с рынка

14 октября 2021, 13:23
Продажи чистящих средств в России продолжают расти, несмотря на пандемию. Как рынок бытовой химии в стране захватили зарубежные компании и как выживает отечественный бизнес, разбирался корреспондент NewsTracker.

Миллионы тонн химии

Объемы производства бытовой химии в России оцениваются в 300 миллиардов рублей. За прошедший год в стране выпущено более 4 миллионов тонн средств из разряда бытовой химии. Ограничения, связанные с пандемией, по сведениям издания «Бизнес-Вектор», не помешали рынку вырасти даже в 2020 году.

Наиболее востребованные товары в этом сегменте — чистящие средства для кухни, сантехники, стекол и мытья полов. Доля продаж из всей бытовой химии, которая приходится на чистящие средства, около 24%.

Немногим меньшую долю рынка (23%) занимают средства для стирки (порошки, средства для выведения пятен, отбеливатели, кондиционеры для одежды).

Еще около 21% товаров на российском рынке бытовой химии — это средства для мытья посуды.

Все прочие средства (для дезинфекции, по уходу за обувью, всевозможные ароматизаторы и освежители воздуха) занимают около 31% рынка.

Внедрение импорта

Большую часть оборота обеспечивают производства на территории России. Однако это не означает независимость от импорта. Около 50% продаж в отрасли сегменте бытовой химии — это товары производства четырех компаний. В свою очередь это дочерние предприятия транснациональных корпораций.

В подмосковном Клину с середины нулевых работает производство британской компании Reckitt Benckiser. Здесь производят пятновыводители, смягчители воды, средства для посудомоечных машин, прочистки труб и стоков.

Такие компании, по мнению специалистов, заходят на российский рынок со своими дочерними предприятиями не только в расчете на сбыт внутри страны. Международные компании заинтересованы в рынках стран всего постсоветского пространства.

«Только за последние годы появилось очень много общемировых брендов на территории Российской Федерации. Причем не только, как импортный товар, а как товар, произведенный на территории Российской Федерации. Российский рынок особенно выгоден для того, кто хочет выйти на рынок ЕвраАзЭС. Все те производства, которые расположены на территории России, как раз рассчитаны не только на российский рынок — они распространяют свое влияние на рынки Киргизии, Белоруссии, Казахстана, и других стран, входящих в Евразийское экономическое содружество», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Несмотря на заинтересованность глобального рынка в сбыте на территории ЕврАзЭС, здесь много лет не решается вопрос о контроле качества бытовой химии. На протяжении последних 10 лет страны содружества не могут разработать и согласовать единый технический регламент, который четко определил бы требования к качеству и безопасности бытовой химии. До сих пор существует множество разрозненных регламентов, которые не позволяют стандартизировать конвейерное производство.

Отечественная химия

Российским брендам, выросшим на отечественном капитале, остается только эконом-сегмент. Здесь, по оценкам участников рынка, российские производители уверенно доминируют.

При этом эксперты считают, что такая продукция не имеет заявленных преимуществ перед аналогами крупных производителей. «То, что мы видим с вами на упаковке: экологичный товар, эко продукт, и так далее. То, что касается товаров бытовой химии, это не более, чем маркетинговый ход», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Каналы сбыта существенно не ограничены, отечественные производители имеют доступ в розничные сети, где могут реализовывать большую часть своей продукции.

На Ставрополье производство бытовой химии в плачевном состоянии. В регионе зарегистрировано всего 7 предприятий, связанных с производством бытовой химии. Больше половины из них либо закрыто, либо приостановили производство. По официальным данным из налоговой отчетности, компании ежегодно регистрируют убытки. Из года в год убыточность ставропольских производителей только растет. Наиболее провальным для местных предприятий стал 2019 год, когда компании зарегистрировали отрицательную прибыль в размере более 8 миллионов рублей.

"