Posted 14 марта 2019, 15:35
Published 14 марта 2019, 15:35
Modified 16 октября 2022, 18:10
Updated 16 октября 2022, 18:10
Планы по улучшению дорог заложены сразу в двух национальных проектах, заработавших в стране в этом году. Расходы на ремонт и содержание трасс кратно возрастут. Так, на нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» предусмотрено 4,4 триллиона рублей. А в рамках нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» будет освоено порядка 665 миллиардов рублей.
От качества дорог в регионах будут зависеть и оценки губернаторов Кремлем. Ремонт региональных дорог добавит в рейтинг главы субъекта 0,5 балла, ремонт дорог в агломерациях – 0,35 балла, а сокращение доли перегруженных дорог накинет еще 0,15 балла.
По сути страна собирается совершить качественный скачок в вопросе состояния дорог. Примерно такой же, как США совершили в 1930-х годах. Но опрошенные «Новыми Известиями» эксперты сомневаются, что через пять лет дороги в России станут намного лучше.
Сейчас по многим позициям в дорожной отрасли Россия находится на позициях догоняющей или сильно отстающей страны. Так, по протяженности всех дорог РФ занимает 5 место в мире, уступая США, Индии, Китаю и Бразилии. Причем в Штатах общая протяженность трасс в 4,5 раза больше, чем у нас. Показательно, что по количеству скоростных магистралей Америка опережает Россию аж в 50 раз.
Главная проблема страны – это качество дорог. А качество – это не только комфорт, но и безопасность путешествующих. В этом отношении ситуация в России просто катастрофическая. Ежегодно в автоавариях погибает население небольшого города. Так, только за 2018 год на дорогах страны погибли более 18,2 тысячи человек. В среднем на 1 миллион населения ежегодно приходится 130 жертв ДТП. Для сравнения, в Норвегии на 1 миллион населения в авариях погибает 20 человек, в Швеции – 25 человек, в Великобритании – 27 человек, в среднем по Европе – 50 человек.
«По статистике, больше всего гибнет и калечится людей из-за качества дорог. И эта тенденция не меняется. Федеральные трассы – это нормальная, хорошая дорога, лучше, чем остальные. Все. Претендовать на то, что они сделаны полностью по ГОСТам, как в Германии, я бы не стал», - говорит руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль.
Действительно, сегодня в более или менее нормальном состоянии поддерживают только часть федеральных трасс. Объясняется это тем, что львиная доля всех расходов государства на ремонт и содержание дорог приходится именно на федеральные магистрали. Региональные, а тем более местные дороги финансируются по остаточному принципу. В результате почти 57% всех региональных и межмуниципальных дорог не соответствует нормативам.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, председатель общественного совета Минтранса Михаил Блинкин считает, что схема финансирования дорожного строительства за счет налогов и топливных акцизов устарела.
«Сейчас такой подход (финансирование дорожного строительства за счет налогов и акцизов – прим. ред.) считается устаревшим, и во всех странах мира проводятся пилотные эксперименты, чтобы платить за пользование дорогами, как за электричество…из расчета того, сколько я проехал километров по каким дорогам», - говорит эксперт.
Притчей во языцех стала и дороговизна дорожного строительства в России. Все мировые рекорды по стоимости трасс принадлежат нашей стране. Взять хотя бы тот факт, что самой дорогой трассой в мире считается МКАД, один километр которого стоил 578 миллионов долларов. Недавно же прогремела история со строительством еще одной трассы-рекордсмена – дорога длиной 80 километров из Туапсе в Сочи будет стоить больше 1 триллиона рублей. Подряд получила компания друзей Путина – братьев Ротенбергов.
В США один километр дороги строят в среднем за 127 миллионов рублей, в Канаде – за 163 миллиона, а в Германии – за 81 миллион рублей. Тогда почему у них дороги лучше, чем у нас? Аргумент о плохом климате в России не выдерживает никакой критики – в таких же климатических условиях живут Канада, часть США и Германии.
Не последнюю роль в дороговизне дорожных проектов играет всепроникающая коррупция, которая в этой отрасли приобретает прямо-таки космические масштабы, даже по официальным оценкам
«В дорожном строительстве коррупционная составляющая может доходить до 10%», - говорил, например, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Клебанов. По независимым данным, коррупционная составляющая гораздо больше.
По мнению Михаила Блинкина, коррупция на местах возникает из-за недостаточного контроля и отсутствия четких схем финансирования и проектирования. Чем больше бардака в дорожно-строительной отрасли в регионах – тем легче воровать.
«Из-за недофинансирования дорожного хозяйства конкретного региона или конкретной стройки возникает ситуация выбора: а какая разница? Все равно на эти деньги сделать ничего невозможно. Из ста рублей мне дали три, эти три рубля проще украсть», - объясняет Блинкин.
Константин Крохмаль, в свою очередь, считает, что денег на дорожное строительство и ремонт в стране выделяется предостаточно. Вопрос в эффективном их применении.
«В финансировании менять ничего не нужно. Денег и так с лихвой. Я бы урезал финансирование и ужесточал контроль. Если увеличить контроль на 200–300%, ввести прямую уголовную ответственность за воровство на дорогах, то можно уменьшать бюджет на дороги на 50%, если не больше», - уверен эксперт.
Согласно заложенным в национальных проектах цифрам, к 2024 году протяженность нормативных региональных дорог в России должна достигнуть 50,9% с нынешних 43,1%. Также предусмотрена реализация нескольких крупных проектов федерального масштаба, среди которых строительство моста через Лену в Якутии, строительство ЦКАД в Москве, строительство трассы Туапсе – Сочи, строительство участка трассы «Западная Европа - Китай» от Москвы до Казани в объезд Тольятти и другие. Но все эти планы не принесут должного эффекта – в виде сокращения количества смертей на дорогах – если власти всерьез не задумаются о системной работе по улучшению качества дорог. А пока мы видим только «эффективное освоение средств», за которым стоят безмерные аппетиты и единичные проекты.