Как банки реагируют на новые вызовы времени

Как банки реагируют на новые вызовы времени
Как банки реагируют на новые вызовы времени
13 октября, 13:23ЭкономикаФото: Павел Жданов/РБК
На площадке РБК в режиме онлайн прошла пресс-конференции «Банковская розница — 2021: вызовы, итоги, перспективы», участие в которой принял заместитель председателя правления, руководитель розничного бизнеса Банка Уралсиб Станислав Тывес.

Он рассказал журналистам о влиянии пандемии на отрасль и поделился мнением о том, как банки будут развиваться в будущем.

В прошлом году из-за эпидемиологической ситуации всем банкам пришлось изменить формат взаимодействия с клиентами: стали активно развиваться дистанционные каналы обслуживания. С одной стороны, в последние пять-шесть лет практически все банки занимались цифровизацией процессов — кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Но в основном речь шла о возможности дистанционного предоставления потребительских кредитов гражданам.

Пандемия же заставила банки сделать колоссальный рынок в процессе цифровизации: они стали создавать для своих клиентов максимально комфортную среду для получения полноценного обслуживания без посещения офиса. Спектр предлагаемых продуктов и услуг в удаленном формате стал гораздо шире: это и курьерская доставка карточек, и дистанционное оформление пассивных продуктов: накопительных счетов, дебетовых карт и так далее.

Фото:Павел Жданов/РБК

Здесь банки сильно преуспели. Банк Уралсиб, который во время локдауна столкнулся с 20%-м снижением клиентопотока в офисах, не остался в стороне. В мае 2020 года, в самый разгар пандемии в России, банк запустил новую карту «Прибыль» с возможностью курьерской доставки. Она стала флагманским продуктом банка и сейчас более половины таких карт заказывается не в отделениях, а в онлайн-банке, и большая часть из них доставляется с помощью курьерской доставки.

Активно развивал Уралсиб и электронные сервисы, в том числе по заключению ипотечных договоров и сделок с застройщиками в удаленном режиме. Эти сервисы выгодны всем сторонам, поскольку удешевляют и ускоряют процесс. Пока они еще не приобрели всеобщую популярность, но все впереди, уверен Тывес. По его словам, перед банком стояла задача предложить клиентам максимально возможное количество продуктов, доступных для оформления именно в удаленном цифровом формате, что Уралсиб и сделал.

Фото:Павел Жданов/РБК

На конференции также обсуждался тренд последних лет — формирование банковских экосистем, которые позволяют пользователю помимо банковских получать иные продукты и услуги. Станислав Тывес считает, что не всем банкам стоит следовать этой тенденции. С точки зрения привлечения клиентов экосистема конечно дает очень значительные плюсы. Но на этих плюсах нужно еще суметь сыграть и сделать этот сервис удобным для клиентов.

Отдельное внимание на пресс-конференции было уделено кредитной политике банков. Во время первой волны пандемии они осторожно относились к заемщикам, тщательно оценивали риски, да и сами россияне ограничили использование заемных средств. Никто не знал, как ситуация с коронавирусом будет развиваться дальше. Но после снятия локдауна граждане вернулись к тратам, начал срабатывать эффект отложенного спроса и запрос на кредиты резко вырос.

В конце 2020 года — начале 2021-го банки стали смягчать кредитную политику, сокращать требования к заемщикам и количеству запрашиваемых документам. Банк Уралсиб, например, как правило, предоставляет потребительские кредиты до 600 тыс. рублей только по одному паспорту. При этом по более крупным займам к клиенту и оценке рисков здесь относятся гораздо более внимательно.

Фото:Павел Жданов/РБК

Высокий спрос со стороны клиентов и лояльность банков привели к резкому росту кредитных портфелей по всем направлениям — ипотечному, потребительскому и автокредитованию.

Большое влияние на рынок также оказали государственные программы поддержки ипотеки. По словам Станислава Тывеса, более десятка тысяч семей получили в Уралсибе льготную ипотеку на общую сумму свыше 35 млрд рублей. По его словам, после изменения условий по госпрограмме, объем выдачи льготной ипотеки сократился. Но растет спрос на другие программы, в частности, на семейную ипотеку, условия по которой стали привлекательнее.

В целом по его словам, по итогам года ипотечные портфели банков однозначно покажут рост, поскольку продукт продолжает пользоваться спросом, а жилищный вопрос в стране по-прежнему актуален.

Что касается сберегательного поведения граждан, то и здесь наметились изменения: из-за снижения ставок по вкладам, стал расти интерес к инвестиционным продуктам. По словам Станислава Тывеса, был очень серьезный переток средств с депозитов на брокерские счета, в акции, облигации, и даже в более сложные инструменты. И далее эта тенденция будет только развиваться.

Еще одна тенденция — рост популярности накопительных счетов и дебетовых карт с ежедневным начислением процентов на остаток средств. Так, по словам Тывеса, очень востребована сейчас дебетовая карта «Прибыль» от Уралсиба, она позволяет получать одновременно и доход и кешбэк по операциям. Сейчас ставка на остаток собственных средств по ней сравнима со ставками по лучшим депозитным предложениям на рынке.

В целом же, по словам эксперта, банки сегодня конкурируют уже не ценой, цены по многим продуктам уже примерно одинаковы. Конкуренция идет по качеству клиентского процесса, все большее значение имеют скорость предоставления услуги, удобство продукта, удобство получения этого продукта. «Ценовые войны банков останутся, но уйдут на второй план. На первый план выходят такие факторы как кастомизация и удобство цифровых сервисов», — отметил в финале пресс-конференции руководитель розницы Уралсиба.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter