Posted 10 июня 2021,, 12:40

Published 10 июня 2021,, 12:40

Modified 16 октября 2022,, 19:12

Updated 16 октября 2022,, 19:12

Отрасль без прибыли. Почему производство навигаторов не пошло на Ставрополье

10 июня 2021, 12:40
Современные технологии навигации позволяют управлять транспортной системой целых городов, пешеходам — прокладывать оптимальный маршрут, а компаниям привлекать новых клиентов. Как технологические компании Ставропольского края пытаются встроиться в новые реалии, выяснял корреспондент NewsTracker.

Начало новой эпохи

Рынок навигационной техники в России оценивают в 150 миллиардов рублей. Более половины оборота обеспечивают системы управления автотранспортом (наблюдение за рейсовыми автобусами, такси, грузовиками).

Появление систем навигации считается началом новой эпохи, их значение сравнивают с эффектом от появления электричества.

«Навигация в наше время — это некая электрическая розетка образца первых двух декад ХХ века. Она используется как в производственном секторе, так и в быту. Мало того, она еще используется в обороне, в том, что касается вопросов национальной безопасности», — отметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Как и сто лет назад, развитие отрасли напрямую зависит от темпов строительства инфраструктуры. Необходимая часть системы навигации — это сеть базовых станций, и в России она пока на начальных этапах развития.

Чтобы обеспечивать уверенное покрытие систем навигации, по всей стране построено порядка 2,5 тысячи базовых станций. Реальная потребность отрасли в России — по меньшей мере в 10 раз больше. Это покроет только наиболее экономически активные территории страны.

Место малого бизнеса

Наиболее востребованы системы навигации на крупномасштабных проектах, которыми занимаются большие компании. Малому бизнесу здесь практически нет места, считают эксперты.

Сказывается также психология малого предпринимателя, который стремится экономить — в первую очередь экономия происходит за счет отказа от новых технологий.

«Часто конечный заказчик видит, что проблему проще решить человеком. Нанять сотрудника, который будет получать относительно небольшую зарплату и бегать всех гонять. Закупка умной системы ему кажется не очень выгодной», — рассказал коммерческий директор компании «Навиджин» Петр Казаков.

Выходом для малого предпринимательства, связанного с производством навигационного оборудования, по мнению специалистов, должна стать кооперация с крупными компаниями.

«Мы считаем, и мы не получали обратной отрицательной реакции по этому поводу, что, конечно, малыши должны сотрудничать с большими. Не только для производства, но и для научных разработок, для взаимодействия с крупными компаниями. В том числе и для того, чтобы заработал механизм импортозамещения в данном виде», — считает вице-президент Торгово-промышленной палаты России Максим Фатеев.

Ставрополье демонстрирует убытки

На Ставрополье задекларированные доходы отрасли выросли за последние годы почти в 3 раза (с 580 миллионов рублей в 2016 году до 1,5 миллиарда рублей в 2020 году).

Однако навигационные технологии, похоже, не приносят должной прибыли. По информации издания «Бизнеск-Вектор», маржинальность отраслевых компаний составляет порядка 10-12%. На Ставрополье ситуация, судя по налоговой отчетности предприятий, прямо противоположная.

Специализируется на навигационном оборудовании только одна небольшая компания ООО «Единая национальная диспетчерская система – Глонасс – Ставрополь». Предприятие реализует GPS-трекеры, датчики уровня топлива, также предлагает услуги диспетчерских центров, которые могут следить за передвижением общественного транспорта.

За последние 5 лет компания ни разу не фиксировала прибыль, только убытки в течение трех лет подряд — с 2017 по 2019 год.

В отрасли номинально присутствуют еще 4 компании, действующие в Ставропольском крае. Однако в их ассортименте навигационные системы лишь побочный продукт.

Одно из таких предприятий — ООО «Научно-технический центр». Компания занимается поставками сельхозтехники, которые снабжены система навигации. В линейке продукции — две марки импортных тракторов с навигационным оборудованием на борту.

В регионе действует также технологический гигант, связанный с отраслью навигации, ставропольский радиозавод «Сигнал». Однако в каталогах продукции предприятия вообще не значатся какие-либо устройства с навигационным оборудованием.

"