Posted 9 августа 2022,, 16:40

Published 9 августа 2022,, 16:40

Modified 16 октября 2022,, 19:31

Updated 16 октября 2022,, 19:31

Популярность машин с пробегом и прогноз цен: что происходит на авторынке Ставрополья

9 августа 2022, 16:40
Авторынок в России переживает один их самых сложных периодов в своей истории из-за прекращения поставок и импорта запчастей и машин, что усугубило и так существовавший дефицит. Что ждет рынок в дальнейшем, рассказала NewsTracker руководитель центра развития автобизнеса банка «Открытие» в Ставрополе Елена Дробязина.

После прекращения поставок иностранными компаниями отечественные автоконцерны начали приспосабливаться к текущим реалиям. Китайские бренды, не поддержавшие санкции, продолжают экспансию, преодолевая логистические проблемы, а схема параллельного импорта пока не стала массовой. Положительные тенденции на авторынке связаны со стабилизацией курса рубля и восстановлением рынка автокредитования.

Как автомобильный рынок отреагировал на санкции?

Цены выросли, продажи упали, ассортимент новых автомобилей значительно сократился. Большинство зарубежных автоконцернов прекратили поставки в Россию, в стране работают только четыре завода и те с периодическими остановками из-за нехватки запчастей. По разным оценкам, у дилеров в России на складах остается от 100 до 120 тысяч новых автомобилей ушедших брендов, и они будут растягивать запасы машин, только чтобы сохранить бизнес на несколько лишних месяцев.

В I полугодии 2022 года было продано 370 тысяч новых машин (на 57,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года). При этом июнь оказался первым месяцем, в котором ежемесячное падение реализуемых машин наконец остановилось. За первый месяц лета в России было продано 27,8 тысячи новых автомобилей (-82% к июню 2021 года, но +14% к маю 2022-го). Тренд переломили стабилизация цен на новые и подержанные автомобили и снижение ставок по автокредитам.

Есть ли надежда на стабилизацию цен в этом году?

Цены уже стабилизировались по сравнению с событиями февраля-марта. Новые машины с начала года подорожали в среднем на 20-60%, подержанные — от 20 до 50%. Причем на вторичном рынке корректировка цен началась уже в апреле–мае. А цены на новые авто в июне практически замерли: среди топ-20 наиболее популярных марок все сохранили майские ценники. Китайские производители в мае–июне стали возвращать поддержки по trade-in и F& I-услугам, чтобы стимулировать упавший спрос, что в свою очередь снизило конечную стоимость автомобилей.

А АвтоВАЗ начал выпуск упрощенной Lada Granta и Niva. Основу продаж составила базовая версия Lada Granta Classic, которую лишили систем безопасности и удешевили до 678 тысяч рублей. В ряде салонов за такой «оптимизированной» машиной выстроилась очередь до сентября.

Но это может коснуться моделей только тех брендов, поставки которых, так или иначе, продолжаются в дилерскую сеть, то есть Lada, UAZ, ГАЗ, корейских моделей, собираемых на «Автоторе», и «китайцев» из большой «тройки».

Тогда как падения цен на такие очень популярные прежде автомобили, как Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, на машины многих японских и европейских марок, а также на все премиальные бренды, ждать не стоит. Ни новых поступлений с локальных производств, ни импорта (за исключением ввоза на частных лиц) по ним не предвидится. Усложнение и подорожание логистики, общий дефицит машин и компонентов в мире и, наконец, сложности с «параллельным импортом» — все это не позволит ценам начать сколько-нибудь существенно снижаться в перспективе нескольких ближайших месяцев.

Как изменился спрос на автокредиты в Ставропольском крае в 2022 году?

Рынок автокредитования восстанавливается: об этом говорят спрос и июньские выдачи автокредитов нашего банка в Ставропольском крае. Общее количество полученных в регионе заявок на финансирование покупки автотранспорта выросло в июне в 2 раза по сравнению с первым весенним месяцем, когда ставки на кредиты и цены на автомобили резко подскочили, а объемы упали. Объем выданных автокредитов, в свою очередь, также планомерно растет начиная с апреля, но результаты все еще не дотягивают до прошлогодних значений аналогичных периодов. В дальнейшем мы, скорее всего, также увидим дальнейший прирост продаж и стабильно высокий спрос на финансирование сделок в сегменте автомобилей с пробегом (АСП), который сегодня выступает драйвером восстановления рынка. Так, к примеру доля кредитных выдач банка на подержанные авто в регионе увеличилась до 81% в июне по сравнению с 61% в июне прошлого года.

Какие марки и модели пользуются популярностью в Ставропольском крае при покупке в кредит в этом году?

В пятерке самых популярных марок новых автомобилей, оформленных в кредит в банке в первом полугодии 2022 года, вошли KIA, HYUNDAI, LADA, CHERY, VOLKSWAGEN. В топе самых популярных моделей — KIA Rio, HYUNDAI Solaris, LADA Granta, HYUNDAI Creta и LADA Vesta.

В сегменте автомобилей с пробегом наиболее востребованы были марки LADA, HYUNDAI, KIA, VOLKSWAGEN и MERCEDES-BENZ. Что касается моделей, то чаще всего оформляли кредиты на подержанные LADA Granta, HYUNDAI Solaris, LADA Vesta, KIA Rio, VOLKSWAGEN Polo.

Как меняется средний чек по автокредитам? Поделитесь прогнозом по его динамике на ближайшие месяцы?

В июне средний чек по автокредиту в сегменте АСП в Ставропольском крае снизился по сравнению с маем с 893 тыс. до 852 тыс. рублей. Одна из основных причин — дальнейшее снижение цен в сегменте АСП. Сумма среднего чека на новые автомобили, в свою очередь, немного увеличилась — с 1,87 млн до 2,17 млн рублей. Прирост среднего чека по кредиту на новый автомобиль связан с несколькими факторами. С одной стороны, в связи с падением ставок вновь растет готовность россиян использовать заемные средства при покупке автомобиля в кредит. С другой, банки продолжают достаточно консервативно оценивать заемщиков: в текущих условиях кредиты выдаются более качественным заемщикам, но при этом одобряются чаще большие суммы.

Что станет со ставками по автокредитам?

Кредитные ставки будут снижаться на фоне дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. С апреля Банк в России пять раз снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 8%. На этом фоне розничные банки корректируют ставки по автокредитам.

Каких изменений в ассортименте ждать ставропольским автолюбителям в августе?

Сотрудничество с Россией приостановило большинство зарубежных автоконцернов: август будет шестым месяцем подряд, когда отсутствуют поставки как готовой продукции, так и комплектующих. В России работает ограниченное количество заводов, до сих пор сохраняются логистические проблемы у оставшихся на российском рынке автопроизводителей.

Основной игрок нашего рынка — АвтоВАЗ — из всего ассортимента продолжит пока отгружать дилерам только упрощенные модели Granta и Niva. Это всего нескольких тысяч машин, которые мгновенно поглощают почти триста салонов дилерской сети. Ожидается, что к концу лета АвтоВаз будет производить три модели: Niva Legend, Niva Travel, а также Lada Granta, которая выпускается в версиях Cross, Drive Active 2022 и Classic 2022. Старт производства обновленной Vesta перенесен на 2023 год.

Другой важный сегмент рынка — китайских автомобилей — тоже пока не растет на ожидаемом уровне, хотя китайские производители планомерно наращивают долю. Из 12 официально представленных в России китайских марок относительно стабильными продажами автомобилей в дилерскую сеть отметились лишь Geely, Haval, Chery и Exeed. Но и у них бывают проблемы с поставками.

Также ожидалось, что остроту дефицита немного смягчит схема параллельного импорта. Но пока ее практикуют частные лица, а не дистрибьюторы, поэтому не ясно, будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды. Кроме этого, есть и неразрешенные проблемы с законодательством в этом направлении. Правительство упростило схему, отменив необходимости получать одобрение типа транспортного средства (ОТТС) от производителя при ввозе партии новых машин, однако появляется новая процедура получения транспортных сертификатов и, в какие сроки это все будет реализовано, пока неясно. Да и каналов поставок осталось не так много. К примеру, импортеры из Казахстана и Киргизии уже загружены контрактами почти до конца года. А в поставках из ОАЭ, в свою очередь, отсутствуют адаптации автомобилей к российским условиям.

Так что факторов, которые могут повлиять на увеличение продаж автомобилей в ближайшие месяцы, мало. Главный положительный момент — во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство — на 20,7 миллиарда рублей. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей. Это должно помочь продать порядка 80 тысяч автомобилей.

В любом случае спрос в сегменте новых авто остается пока еще низким: ассортимент узкий, цены высокие, а реальные доходы россиян падают. На этом фоне российский автомобильный рынок развернулся в сторону автомобилей с пробегом. Цены в сегменте продолжают снижаться с апреля, и есть вполне ликвидные варианты. При этом хорошие автомобили сегодня можно приобрести как с рук, так и в автосалонах, шоу-румы которых вместе со спросом также переключаются на вторичный рынок. Этот сегмент на фоне стабилизации цен и всё более привлекательных ставок по автокредитам должен стать одним из драйвером роста авторынка в ближайшие месяцы.

"