Posted 7 апреля 2022,, 12:29

Published 7 апреля 2022,, 12:29

Modified 16 октября 2022,, 19:12

Updated 16 октября 2022,, 19:12

Машина как инвестиция. Стоит ли ставропольчанам покупать автомобили сейчас?

7 апреля 2022, 12:29
Цены на автомобили за последний год росли небывалыми темпами. NewsTracker вместе с экспертом разбирается, может ли вложение в покупку машины быть выгоднее банковского вклада.

Цены на новые и подержанные автомобили растут в России второй год подряд, и не только на фоне финансовых сложностей последних полутора месяцев. Из-за этого покупатели начинают воспринимать машины не просто как средство передвижения или статусную покупку, но и как способ вложить рублевые сбережения. Актуально ли сейчас рассматривать машину как инвестицию — проанализировали эксперты маркетплейса «Банкавто» по покупке и продаже автомобилей.

Цены на автомобили растут вдвое быстрее, чем вклады

В 2021 году рост цен на топ-20 наиболее популярных моделей авто с пробегом за год составил 23-46%, на новые автомобили — на 13-27%. При этом, по данным профильного аналитического агентства «Автостат», только за март 2022 года был зафиксирован прирост стоимости на 44% по новым авто. На рынке с пробегом цены поднялись в среднем на 19%.

«У 26 официально представленных в РФ автоконцернов, которые не скрыли прайс-листы с сайтов, машины подорожали на 35-45%. Сильнее всего — до 60% — выросли ценники премиальных брендов, перспективы возобновления поставок которых в РФ до сих пор непонятны», — говорит эксперт маркетплейса «Банкавто» Сергей Власов.

Для сравнения, банковские вклады на начало апреля можно открыть по ставкам до 17% годовых в рублях, а рублевые накопительные счета, средства с которых доступны для пользователя в любое время, — до 21-22% годовых. Популярные в 2021 году инвестиционные банковские продукты в связи с нестабильностью на фондовых рынках и ограничениями на сделки теряют свою актуальность. При беглом сравнении с этими предложениями инвестиционная покупка автомобиля, даже в кредит, кажется выгодным вложением.

Не забывайте об издержках

Однако, задумываясь об подобной инвестиции, нужно все тщательно взвесить и рассчитать. Не стоит забывать, что важно учитывать разницу между ростом цены на автомобиль и тратами на него. В конечную цену перепродажи включить их вряд ли удастся.

«Существуют постоянные расходы, которые ложатся на автовладельца просто по факту собственности: это страховка и транспортный налог. Чем дороже и мощнее машина, тем они выше. Даже если машина не будет активно эксплуатироваться, ей так или иначе потребуется регламентное обслуживание, цены на которое выросли вместе с подорожанием запчастей. Если же у „инвестиционного“ автомобиля будут и существенные пробеги, то и амортизационные издержки могут полностью нивелировать его рост цены. Существенная поломка или ДТП по вине водителя не только сведут доходность к нулю, но и приведут к новым тратам», — говорит Власов.

В худшем случае свежекупленный автомобиль могут угнать. Страховые компании и автоэксперты указывают, что статистика угонов в стране в последний месяц поползла вверх из-за спроса на запчасти. А банковские счета, к примеру, на сумму до 1,4 млн руб. полностью застрахованы государством.

Рост цен на новые машины не прекратится

По оценке «Банкавто», в ближайшие месяцы рост цен на новые автомобили в России не остановится. Они не будут снижаться в связи с дефицитом машин — их в принципе не хватает, поэтому спрос все равно будет превышать предложение.

В марте дилеры, даже имея складские остатки по многим маркам, были не готовы продавать машины, по которым не было понимания по поставкам от автопроизводителей. Автомобили европейских, японских и корейских брендов были попросту выставлены в шоу-румах по заградительным ценам и с наценками от 30% до 70% от рекомендованной розничной цены. При этом по итогам марта цены на новые авто в среднем выросли на 35-45% по сравнению с предыдущим месяцем.

Сейчас дорожают даже китайские автомобили, хотя их производители стабильно сообщали, что продолжают работать на российском авторынке в штатном режиме. Дело в том, что новые партии чайна-каров дилеры заказали в момент ажиотажа и подскочившего курса юаня. То есть поступающие сегодня в шоу-румы китайские машины будут продаваться по ценникам в 1,5-2 раза выше тех, что были в начале марта.

«Что будет с ценами на новые авто дальше, зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность возврата или продолжение бойкотирования российского авторынка рядом международных автоконцернов. Во-вторых, сроки решения проблемы с логистикой и комплектующими для российского автопрома. В-третьих, сроки восстановления покупательского спроса, который просел на фоне роста цен и ставок по автокредитам. От баланса в решении этих трех основных вопросов и зависит, какие цены на автомобили нас ждут в ближайшие месяцы», — говорит Власов.

Пока рынок новых машин замедлил рост. Поэтому эксперты полагают, что дилеры с оставшимися поставщиками подсчитают логистику, сделают ревизию цен на фоне укрепившегося рубля и выросших процентов на кредиты, попробуют выстроить планы по продажам в новых реалиях.

Подержанные могут подешеветь

Что касается автомобилей с пробегом, то на них цены за вторую половину марта снизились в среднем на 5% на фоне укрепления рубля. На рынке происходит корректировка тех «космических» запросов, которые возникали у продавцов в конце февраля — первой половине марте. И рынок «вторички» в ближайшей перспективе месяца — двух продолжит коррекцию в сторону понижения.

«Машины с пробегом „перегреты“ в цене из-за неясных перспектив, на что участники рынка закладывают подстраховочную надбавку — примерно в 10% стоимости. Как раз эта часть ценников должна постепенно уйти вместе с ростом количества б/у машин (убравшие их владельцы снова размещают объявления) и ослабевшим спросом (в первую очередь из-за процентов по кредитам)», — считает Власов.

Однако к прайс-листам образца «до 23 февраля» вторичный рынок, к сожалению, уже не вернется. По данным «Банкавто», средний ценник подержанных машин в масс-сегменте в среднем по РФ приближается к 1,5 млн руб., тогда как несколько лет назад он находился на уровне 350-400 тыс. руб. Большинство самых ходовых на вторичном рынке моделей после трех лет владения стоят в среднем дороже, чем когда продавались новыми. Такая новая автомобильная реальность.

Стоит ли вкладывать в покупку машины?

В итоге, если рассматривать покупку нового автомобиля, в том числе и в кредит, как приобретение необходимого средства передвижения, то откладывать сделку при наличии финансовой возможности не стоит — цены в ближайшей перспективе ниже не станут, советует эксперт. В долгосрочной перспективе при стабилизации ситуации цены могут отступить назад, но снижение произойдет от будущего ценника. Покупка автомобиля в случае его необходимости позволит сохранить деньги от стремительного обесценивания, закрепив их на уровне стоимости нового авто в будущем.

Если речь идет о покупке машины на вторичном рынке, то можно немного подождать, пока выставленные продавцами на фоне панических настроений ценники вернутся в рынок.

«Покупать машину в кредит сейчас или подождать? Вооружитесь калькулятором и просчитайте риски по процентам, если планируете покупку в кредит. Важно, чтобы ежемесячный платеж был подъемным, а проценты не свели на нет выгоду от зафиксированной цены. С другой стороны, сейчас мы наблюдаем такой большой рост цен, что по сравнению с ним любая остановка стоимости кажется спасительной. И даже с учетом выросших ставок переплата по процентам в будущем может стать выгоднее разницы между ценой автомобиля сейчас и на конец срока кредита», — рекомендует Сергей Власов.

И наконец, если приобретение автомобиля планируется как вложение денег в связи с растущей инфляцией, а реальной необходимости в машине у покупателя нет, то лучше рассмотреть более традиционные финансовые подходы к инвестированию и сбережению.

Исключением станет лишь покупка редкого премиального автомобиля не младше 30-40 лет в отличном состоянии и с оригинальными комплектующими — такие коллекционные лоты по-прежнему стабильно растут в цене и хорошо продаются, в том числе за границу за валюту.

"