Posted 4 июня 2019,, 08:20

Published 4 июня 2019,, 08:20

Modified 16 октября 2022,, 18:11

Updated 16 октября 2022,, 18:11

Переход РТК под контроль ВТБ укрепит лидерство России на рынке зерна

4 июня 2019, 08:20
Покупка группой ВТБ железнодорожного холдинга РТК позитивно скажется на рынке перевозок зерна в России, считают эксперты.

В понедельник 3 июня стало известно, что группа ВТБ покупает контролирующий пакет акций группы компаний РТК – одного из трех крупнейших операторов грузоперевозок железнодорожным транспортом. Группа РТК, в которую входит компания «Русагротранс», управляет вагонным парком в 68 тысяч единиц и является одним из лидеров рынка перевозки зерна.

В последние годы объем экспорта зерна из России сильно вырос. Сейчас страна продает за рубеж стабильно около 50 миллионов тонн зерна каждый год. Вывозить весь этот объем – большая проблема, поскольку часто не хватает вагонов, пропускной способности железных дорог, мощностей портов отгрузки. Чтобы решить эти проблемы и не допустить ежегодного избытка зерна внутри страны нужны системные инфраструктурные решения: налаживать логистику, строить новые порты и погрузочные терминалы, обновлять вагонный парк.

Группа ВТБ на зерновом рынке намерена достичь дополнительной синергии за счет объединения активов в области транспортной экспортной логистики и торговли, говорится в пресс-релизе по итогам договоренности с РТК. Сегодня, когда более 50% зерна вывозится в глубоководные порты именно железнодорожным транспортом, этой отрасли нужна модернизация, считают в холдинге.Теперь, когда объединились многолетний опыт и компетенции РТК и финансовые возможности ВТБ, этих целей можно достичь быстрее. Таким образом Россия сможет укрепить лидерские позиции на зерновом рынке, а рядовые аграрии – без проблем сбывать продукцию на мировом рынке.

Эксперты рынка и производители зерна поддержали решение ВТБ о покупке контрольного пакета акций железнодорожного оператора. Так, по словам депутата законодательного собрания Нижегородской области Николая Шкилева, консолидация рынка зерноперевозок позволит более оперативно вывозить продукцию в сезон пиковых нагрузок, то есть во время и сразу после уборки.

«Этот фактор обязательно скажется позитивно. Когда все в одних руках, быстро и оперативно решаются вопросы. Если много посредников, это влечет за собой денежную составляющую и волокиту. На нижегородских производителей зерна это тоже скажется, ведь задействована цепочка. У нас юг Ростовской области, Краснодарский край, Ставрополь – три главных региона, где на месяц раньше начинается уборка зерна. У них есть договоренности и они тут же начинают его реализовывать. А потом едут к нашим хозяйствам и у них забирают зерно», - говорит Шкилев.

Отдельной проблемой в «высокий» зерновой сезон остается вывоз продукции из регионов Сибири. Нередко случается так, что из-за нехватки вагонов аграрии сибирских регионов вынуждены оставлять зерно у себя или на элеваторах. Оно горит, теряет в качестве и цене. В итоге страдает производитель, который попросту не смог вывести выращенный урожай на продажу. Теперь сибиряки надеются на перелом ситуации.

«“Русагротранс” сегодня лидер по перевозкам именно зерновых грузов. Будем надеяться, что они будут увеличивать заказы на приобретение новых вагонов и, соответственно, у нас будет меньше проблем. Последние годы и наш омский филиал ВТБ активно работает в аграрном направлении. Будем рассчитывать, что как только сделка состоится, то мы в Сибири тоже будем иметь определенные преференции», - говорит директор ФГБНУ «Омский аграрный научный центр» Максим Чекусов.

С ним согласен председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и экологии Законодательного собрания Омской области Анатолий Беззубцев. По его словам, теперь для омских аграриев главное – вовремя убирать урожай и быть конкурентоспособными по цене.

«Возможности монополиста к решению серьезных больших проблем всегда выше, чем у среднего производителя, посредника, организатора. Что будет, достаточно сложно сказать. На мой взгляд, все будет зависеть от того, насколько наше зерно будет востребовано. Потому что Омская область, Северо-Казахстанская область, Алтайский край – эти регионы богом поцелованные. Качество зерна, качество хлеба здесь на уровень выше, чем у всех наших соседей. А вот выйти с этим зерном на другие рынки в последнее время сложно», - говорит Беззубцев.

О положительных перспективах объединения усилий ВТБ и РТК на рынке зерноперевозок говорят и в Поволжье. Башкирский предприниматель Азамат Галин считает, что было бы неплохо, если бы РТК под управлением ВТБ теперь пришел в регионы и начал вкладывать в развитие мощностей хранения и логистики.

«Консолидация в вертикально интегрированную структуру позволит эффективно администрировать сбор, хранение, перевозку и экспорт. Если эффективность возрастет в разы, значит и собираемость тоже. Для полного удовлетворения спроса на экспорт сбор урожая нужно повысить в 120 раз к урожайности 2017 года, самого высокого по урожаю года», - говорит Галин.

В целом эксперты сходятся во мнении, что приход такого сильного государственного игрока в лице ВТБ на рынок железнодорожных грузоперевозок позволит сделать ценообразование более прозрачным и демократичным, а условия – более современными и комфортными для груоотправителей. Позитивного эффекта от этой сделки можно ожидать уже в ближайшие сезоны, говорят участники рынка.

"