Posted 3 апреля 2018,, 13:28

Published 3 апреля 2018,, 13:28

Modified 16 октября 2022,, 17:54

Updated 16 октября 2022,, 17:54

Бесплатные бизнес-университеты. Чему учат бизнесменов Сбербанк и Google?

3 апреля 2018, 13:28
Сбербанк и Google взялись за обучение предпринимателей. Проект «Бизнес класс» развернулся уже в 33 регионах. На Юге России к программе присоединились свыше 25 тысяч бизнесменов.

Количество участников проекта по всей стране перевалило за 100 тысяч человек. Большинство из них только готовятся открыть собственный бизнес. Но программа обучения подойдет и опытным предпринимателям, которые стремятся разобраться в современных трендах.

На начальном этапе ученикам предлагают пройти онлайн-курс на сайте проекта по выбранной тематике. Позже самые целеустремленные получат персональных наставников по бизнесу.

О реальных задачах, которые учит решать «Бизнес класс», NewsTracker поговорил с руководителем развивающейся франшизы зоомаркетов «Ле’Муррр» Викторией Перелыгиной.

Франшиза не заменит опыт

Зоомаркеты — первый бизнес семьи Перелыгиных. Не имея никакого опыта в коммерции, оптимальным решением показалась покупка франшизы. Но готовый бизнес, по словам директора, только на первый взгляд кажется собранным.

«В теории франшиза — это готовый бизнес с работающими инструментами. Ты пропускаешь момент стартапа и сразу работаешь со всеми этими процессами. Но на практике все оказывается намного сложнее и приходится все время обучаться. Опыта приходится набираться самому, потому что регионы разные и клиенты разные», — рассказывает Перелыгина.

Выбор, по ее словам, пришелся на самую крупную сеть в нише зоотоваров. В итоге помощь оказалась существенной, по крайней мере на старте.

Обычно зоомагазины ютятся в небольших комнатах, неудобных подвальных помещениях. Этих неприятностей Перелыгины избежали. Первый же «Ле’Муррр» в Ставрополе занял около 400 квадратных метров. На этой площади разместили груминг-салон, кабинет ветеринара, сотню животных, рептилий, птиц и сам зоомаркет.

Спустя два года в Ставрополе работают уже шесть магазинов и еще восемь — в Армавире, Новороссийске и Черкесске.

«Задач на первом этапе была масса. Даже несмотря на то, что это франшиза, успешно работающая по всей России, все равно, когда на деле сталкиваешься, возникают вопросы — как правильно отладить процессы, с чего начать, чтобы бизнес заработал, как правильно скооперировать отдел в компании, чтобы шла правильная поэтапная работа. Как правильно работать с персоналом, как правильно нарабатывать клиентскую базу. Очень-очень много вопросов», — вспоминает Перелыгина. Ответы на свои вопросы приходилось искать по крупицам — на семинарах и бизнес-форумах.

Обучение продолжается и сейчас. Узнав о проекте «Бизнес класс», принять участие решили сразу. «Невозможно быть успешным даже в маленьком бизнесе, если не развиваться. А то, что обучение проходит под брендом крупнейших компаний Сбербанк и Google позволяет рассчитывать, что знания будут реально применимы», — считает Перелыгина.

Неизбежное расширение

Первые филиалы ставропольского «Ле’Муррра» появились в соседних регионах уже через год после старта. Посетители зоомаркета в Ставрополе, по словам Перелыгиной, сами стали просить об открытии филиалов.

«Клиенты из соседних регионов приезжали к нам и говорили, что у них не хватает именно такого зоомаркета, и мы решили там себя попробовать, и достаточно успешно», — вспоминает директор.

Посетителей, в первую очередь, впечатляли ассортимент и осведомленность продавцов, считает Перелыгина. По крайней мере, она сама уделяет этому большое внимание.

Животных подбирают таких, которые пользуются спросом. Сейчас, например, часто спрашивают сов. Среди модниц популярностью пользуются мини-пиги (карликовые домашние свиньи). Недоступными в Ставрополе остаются краснокнижные животные. Но и этот вопрос решаем, говорит Перелыгина. В пример она приводит сухопутных черепах, которые внесены в «Красную книгу» как вымирающий вид.

«Существуют заводчики сухопутных черепах, они легально, по всем правилам привозят. Эти животные тоже очень хорошо уходят. Клиенты их чаще всего берут для деток, потому что они неприхотливые», — рассказывает собеседница.

Продавец должен знать все

Разобраться во всем этом разнообразии могут только продавцы. Еще они работают с экзотическими животными и заранее выясняют, насколько адекватные условия может создать будущий покупатель.

Поэтому каждый новый кандидат на должность продавца в «Ле’Муррре» в течение месяца проходит обучение — знакомится с ассортиментом магазина, с животными, с рекомендациями ветеринаров, чтобы грамотно консультировать покупателей.

Такая практика сложилась с первых дней работы магазина. И это тоже не собственное ноу-хау. Идея, рассказывает собеседница, пришла от питерских коллег, держателей франшизы, которые проводят обучающие семинары для менеджеров франшиз. С тех пор месячное обучение персонала стало обязательным при приеме на работу.

«Нашему бизнесу такой подход дает приток клиентов, потому что клиентам нравится не просто, что мы даем корм, мы даем огромную информацию, мы даем большие знания по кормам — для чего они нужны, как их правильно давать, какая польза будет животному. Это клиенту очень нравится, и, естественно, он возвращается», — объясняет Перелыгина.

"