Posted 22 января, 14:42
Published 22 января, 14:42
Modified 22 января, 14:55
Updated 22 января, 14:55
Эпопея с маршрутами в Ставрополе продолжается, клубок транспортной реформы разматывать еще долго. Так, в конце года ставропольчан ждало несколько потрясений.
В первую очередь, конечно, речь идет о непоступивших троллейбусах. Первый раз компания-подрядчик подвела, а во второй — неправильные документы. Последняя закупка 45 троллейбусов на полтора миллиарда сорвалась, потому что единственную заявку отклонили из-за несоответствия требованиям. Поставщик хотел привезти в край «троллейбусы из будущего», но ему не позволили. Власти перенесли все эти мероприятия на первую половину 2025 года. К слову, эксперты сомневаются, что и в 2025 году электротранспорт появится в Ставрополе.
Также перед Новым годом жителей «обрадовали» тем, что несколько популярных и очень важных маршрутов перестанут ходить с января. По этому поводу общественники снова раскритиковали чиновников — и за поздно опубликованные тендеры, и за короткие сроки, и за занижение стоимости контрактов миндором края. Об этих маршрутах, в частности о 14 и 46, мы поговорили с экспертом Андреем Черняковым. NewsTracker узнал у урбаниста, что он думает насчет проверки автобусов и о дальнейшей работе маршрутов в Ставрополе.
Черняков по госномерам изучил представленные на приемке автобусы. По его словам, как минимум пять из них принадлежат другому перевозчику, их сняли с 41 маршрута. Как они оформили их принадлежность к перевозчику, который будет обслуживать 14 маршрут, — есть вопросы.
При этом, как отметил урбанист, по возрасту все автобусы подходят: 90% транспорта 2018 года выпуска, еще есть несколько 2020 и 2023 года. По условиям контракта машины должны быть не старше семи лет, так что формально все автобусы проходят.
Согласно федеральному закону об организации регулярных перевозок, срок эксплуатации автобусов исчисляется с года, следующим за годом выпуска.
По условиям нового контракта в час пик автобус должен уходить с конечной остановки каждые 10 минут. Для маршрута №14, который ходит через весь город, включая густонаселенный юго-западный район, — это большой интервал, пассажирам придется ждать, на остановках могут появиться очереди и скопления людей.
В прошлом году на этом маршруте планово должно было быть 42 автобуса, а в новом контракте их количество сократили до 32, отмечает Черняков. При этом дополнительно увеличили интервалы, заложенные в расписании. Исходя из этого, урбанист предполагает, что могут возникнуть определенные проблемы с маршрутом.
Однако, по мнению Чернякова, сократить маршруты и увеличить интервалы могли из-за запуска 52 автобуса, который частично дублирует маршрут №14. Таким образом, возможно, в миндоре региона планировали снизить конкуренцию между автобусами частного и государственного перевозчика.
Также, по словам урбаниста, на маршруте №14 не будут работать все 32 положенных автобуса. На линию по факту их выйдет гораздо меньше. Сейчас ни на одном маршруте в городе планового выпуска нет, заявил Черняков.
На приемке показывают положенное количество автобусов, чтобы пройти проверку. При этом просят машины у других перевозчиков. Потом же фактически на линию выходят меньше автобусов.
Напомним, в конце 2024 года у перевозчиков, которые обслуживают маршруты №10, №13, №14 и №46 истекли контракты. Аукционы на заключение новых были объявлены в начале декабря, но тогда удалось заключить контракт только для 10 маршрута.
В итоге в начале 2025 года до заключения новых контрактов остальные маршруты должны были перестать работать. Но, как отмечает Андрей Черняков, маршруты №14 и №46 продолжили ездить по городу и возить пассажиров.
«Автобусы, которые ездили по маршруту после 31 декабря, ездили незаконно, потому что у них истек срок действия предыдущего контракта. Но перевозчик продолжил работать, на каких основаниях — непонятно», — заявил Черняков.
Один из них по маршруту 46 даже успел спровоцировать ДТП со скорой. В автобусе было 20 пассажиров. Пока миндор проводил конкурс, перевозчики продолжали возить пассажиров незаконно. В ведомстве отвечали на незаконную перевозку, что контроль за работой нелегальных перевозчиков в городе осуществляют органы Ространснадзора.