Posted 25 декабря, 13:06
Published 25 декабря, 13:06
Modified 25 декабря, 16:48
Updated 25 декабря, 16:48
Крушение двух нефтяных танкеров «Волгонефти» в Керченском заливе привело к масштабному экологическому бедствию. Суммарно суда перевозили 9,2 тыс. тонн мазута. По последним данным, в море вытекло около 40% топлива. Когда разлив нефти достиг побережья Краснодарского края, пораженными оказались 54 км береговой линии: от поселка Веселовка в Темрюкском районе до станицы Благовещенской в Анапе. 44 из них в Анапе.
Как заявил министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов, объем загрязненного грунта может достичь 200 тысяч тонн.
Волонтеры со всей России отправились на побережье Черного моря устранять ущерб. В Анапе уже две недели тысячи людей убирают мазут с пляжей, отмывают птиц и спасают животных.
На побережье круглосуточно дежурят волонтеры и спасатели. Погрязших в мазуте птиц моют, стабилизируют, а затем отправляют на реабилитацию. В Ставрополь по последним данным привезли 600 птиц.
Сегодня в Оперштабе объявили, что обнаружена носовая часть танкера «Волгонефть-239»
«Затонувшую часть судна специалисты нашли с помощью эхолота. Как только позволит погода, водолазы проверят, нет ли из нее утечки нефтепродуктов. Всего уже обследовано более 256 квадратных км акватории, собрано 25 тонн нефтеводяной смести, 27,9 тыс. квадратных метров обработано сорбентом», — говорится в сообщении.
NewsTracker попытался разобраться, что будет экологией и будет ли курортный сезон.
С момента возникновения ЧС, 15 декабря, на черноморском побережье зафиксировано как минимум 19 смертей дельфинов, по данным Центра спасения дельфинов «Дельфа».
Специалисты указывают в сводке по погибшим дельфинам города и данные. Уточняется, что часть особей найдены без следов мазута, туши свежие, упитанные. Осмотр и предварительные исследования показали отсутствие признаков истощения, заболеваний, следов прилова и травм. Поэтому наиболее вероятной причиной гибели считают интоксикацию.
По данным на 24 декабря, мертвых дельфинов находят в Новороссийске, Анапе, Джубге. Восемь тел нашли только за последние сутки.
Новороссийск: 4 азовки в Алексино, 3 азовки на Волочаевском пляже, 1 азовка на Суджукской косе.
Анапа: 1 азовка в Благовещенской (фрагменты мазута на теле), 1 белобочка в Веселовке (разрублена пополам, причина смерти не мазут).
Джубга: 1 азовка (истощенная, без следов мазута).
Дельфины-азовки — это уникальный вид, который нельзя встретить в других акваториях. Черноморская азовка включена в Красную книгу и находится под критической угрозой исчезновения. Всего в Черном море в районе побережья Краснодарского края обитает чуть больше 1,5 тысячи азовок, говорится в исследовании Института океанологии РАН, проведенного в 2018–2020 годах.
Также по данным оперативного штаба, в зоне ЧС погибло 210 птиц.
В Анапе спасли уже 1057 птиц, 947 из них передали в реабилитационные центры и зоопарки. В поселке Витязево организовали пункты для пострадавших птиц — где их лечат и отмывают от мазута.
В ставропольский реабилитационный центр из Краснодарского края привезли 600 пострадавших на Черноморье от мазута птиц. Около сотни птиц прибыли в тяжелом состоянии и находятся в стационаре под наблюдением ветеринаров, остальные — в утепленных вольерах.
Специалисты центра сообщили, что в Ставрополь могут привезти еще около 300 птиц. Параллельно строятся дополнительные места.
Председатель Общественного совета при Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Вадим Петров отмечет, что как и любой другой разлив нефтепродуктов, авария в Анапе представляет серьезную угрозу как для экологии региона, так и для его экономики.
«Черноморское побережье России, в частности Анапа, является одним из ключевых курортных районов страны, ежегодно привлекающим миллионы туристов. Конечно, аварийный разлив мазута в этой области нанесет ущерб морским экосистемам, прибрежной зоне и туристической отрасли. Уже на данном этапе специалисты проводят оценки. Однако окончательные цифры станут известны после завершения комплексных экологических исследований. По данным научных исследований, экологические последствия разливов нефти могут быть длительными», — говорит эксперт.
Петров приводит в пример исследование последствий аварии танкера Exxon Valdez в 1989 году на Аляске, которое показало, что экосистеме понадобилось более 20 лет для полного восстановления. Однако времена изменились и в случае с Анапой, при адекватной работе по ликвидации последствий и восстановлению экосистем, срок может сократиться до одного или нескольких лет.
Тем не менее последствия разлива нефти включают в себя гибель животных и морских организмов, нарушение миграционных путей рыб и птиц, а токсичные компоненты могут накапливаться в организмах морских обитателей, добавляет Петров. Кроме того, разлив нефти приводит к ухудшению качества воды.
Тем временем власти 25 декабря объявляют, что выброс нефтепродуктов на берег Анапы и Темрюкского района затянулся и не прекращается. По расчетам специалистов, основная масса мазута должна была остаться на дне моря, что позволило бы его собрать в воде. Но воздух прогревается, поэтому нефтепродукты поднимаются наверх и выносит на пляжи.
«Я благодарен всем волонтерам и жителям края за то, что с первых дней пришли на помощь. До настоящего времени действовала ЧС муниципального уровня, которую в первые дни крушения судов оперативно ввели власти Анапы и Темрюкского района. Но ситуация остается напряженной. Принял решение с сегодняшнего дня ввести краевой режим ЧС», — заявил глава региона Вениамин Кондратьев.
Известно, что Анапа один из популярных курортов на черноморском побережье, в том числе город считается одним из бюджетных направлений на кубанском направлении. Туда едут отдыхать со всей России. Особенно нравится Анапа семьям с детьми. По мнению Вадима Петрова, курортный сезон 2025 года на Черноморском побережье вряд ли окажется под угрозой, если будут качественно предприняты оперативные меры по очистке акватории и береговой линии.
Однако туристы могут отказаться от посещения загрязненных районов, опасаясь за свое здоровье и качество отдыха.
«В России имеется опыт ликвидации последствий нефтяных разливов и восстановления морских экосистем. Также после аварии на нефтеналивном терминале в Новороссийске в 2021 году были оперативно проведены работы по очистке, что также позволило избежать значительного экологического ущерба и сохранить туристическую привлекательность региона. В случае с загрязнением побережья Анапы, при условии оперативного проведения работ по ликвидации последствий разлива и постоянного научного мониторинга, можно ожидать быстрого восстановления. Это означает, что к началу летнего туристического сезона экосистема может восстановиться до уровня безопасного для отдыхающих. Россиянам не стоит спешить с отменой поездок в Анапу», — уверен Петров, добавляя, что в это время не лишней будет поддержка государства местной туротрасли.
Эксперт считает также, что доверие к мнению ученых и участие общества в сохранении экологического баланса помогут преодолеть последствия инцидента и сохранить привлекательность курорта. Важно продолжать информировать общественность о предпринимаемых мерах и успехах в очистке территории, а также привлекать опытных специалистов и использовать эффективные методы восстановления.