Posted 3 декабря, 10:12
Published 3 декабря, 10:12
Modified 3 декабря, 10:14
Updated 3 декабря, 10:14
Отечественный рынок обуви, по оценкам Российского союза кожевников и обувщиков, достигает внушительных 950 миллиардов рублей в год, что эквивалентно примерно 600 миллионам пар обуви.
При этом доля импорта обуви, в основном из Китая (70%) и Турции (3%), на нашем рынке остается значительной. Ситуация осложняется и проблемой контрафакта, масштабы которого сильно искажают официальную статистику производства и привозной продукции.
Редакция NewsTracker разобралась, как обстоят дела с обувным производством в Ставропольском крае.
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, на Ставрополье зарегистрировано 12 компаний, чьей основной деятельностью является производство обуви. Статистика может неполно отражать реальное положение дел, так как в неё не включены данные о многочисленных небольших мастерских и цехах, ориентированных на локальный рынок. При этом в финансовых показателях предприятий наблюдается большой разброс.
Например, компания «Мадрид», основанная в 2007 году, является довольно крупным предприятием. В 2023 году выручка фирмы составила 1,7 млрд. рублей, а чистая прибыль — 75 млн. рублей. В компании работает 72 сотрудника.
Фирма «Енова», которая была зарегистрирована в 2021 году, обладает совершенно иными показателями. Предприятие в 2023 году показало выручку в 11,6 млн. рублей и 617 тыс. рублей чистой прибыли. Штат компании насчитывает двух человек.
Предприятие «КОФ», которое было основано в 2022 году, несмотря на значительную численность сотрудников (78 человек), зафиксировало огромные убытки в 2023 году (44 млн. рублей выручки и -25,7 млн. рублей в чистой прибыли).
Но, несмотря на такой разброс, система «Честный знак» зафиксировала значительный рост производства маркированной обуви в Ставропольском крае в 2024 году. За период с января по июль текущего года было сделано почти 9,7 млн. пар обуви, что на 41% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Это превышает средний показатель роста по Северо-Кавказскому федеральному округу (34%).
Стоит отметить, что Росстат фиксирует производство около 128 млн. пар обуви в стране, при этом импортируется ещё 360 млн. пар. Из-за этого отечественные производители занимают лишь пятую часть собственного рынка.
Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин подчеркивает необходимость стимулирования производства обуви в России:
«У нас достаточно много российских брендов, с каждым годом их появляется все больше и больше. Но задача наша в том, чтобы эти бренды исполнялись здесь, а не в Китае, Турции или где-то еще», — поясняет Катырин в программе «Бизнес-Вектор» на РБК.
Своим опытом с корреспондентом NewsTracker поделился генеральный директор обувной фабрики «Мадрид» Оганес Месропян. Он отметил два основных сегмента российского обувного рынка: мировые бренды, которые не испытывают острой конкуренции, и региональные производители, борющиеся за свое «место под солнцем».
Он подчеркивает, что на российском рынке доминирует обувь иностранных производителей:
«Низкая себестоимость и приемлемое качество китайской обуви обеспечивают ей сильные позиции на российском рынке. Качество повыше и такую же хорошую цену показывает и турецкая обувь», — объясняет Оганес Месропян.
По его словам, российские производители могут конкурировать, предлагая более высокое качество и более низкую цену, но для этого необходимо создание благоприятных условий со стороны государства. Он также указывает на обязательную борьбу с контрафактом и нелегальным импортом, что является серьезной проблемой для законно работающих предприятий.
Сергей Катырин также отмечает, что российские производители обуви работают в менее выгодных условиях, чем зарубежные конкуренты:
«Наши коллеги работают в менее благоприятных условиях, чем те, кто нас своим импортом одаривает. Во-первых, на это влияет банковская процентная ставка, которая на сегодняшний день существует. Второе — у нас нет льготных программ для обувщиков, поощряющих развитие этой отрасли. В совокупности получается, что себестоимость российской обуви, особенно если сравнивать с незаконным импортом и контрафактом, в полтора-два раза выше», — объясняет эксперт.
Оганес Месропян уточнил, что его компания хоть и использует современные материалы, но большая часть сырья по-прежнему импортируется из Китая, Турции и Южной Кореи. Тем не менее фирма частично локализовала производство некоторых материалов на собственной фабрике. Он отметил, что в регионе нет необходимой подготовки кадров, поэтому компания вынуждена проводить обучение сотрудников самостоятельно — что является большим минусом.
К тому же, он считает, что государство может ввести субсидируемые кредиты для производителей (с лицензией, подтверждающей наличие базы, оборудования и персонала). Это поможет избежать нецелевого использования средств, спекуляций и инфляции, поддержав малый бизнес.
Президент Торгово-промышленной палаты России рассказал, что они уже предлагали изменение законодательства, которое может помочь обувным производствам:
«Мы вносили предложения по запрету экспорта кожи из России, ряд других нормативных актов, предложения по социальным взносам и налогообложению. Естественно, нужно создавать условия для инвесторов — тех, кто мог бы вкладываться и развивать эту отрасль. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, в том числе и при помощи РегИнвестСтандарта, над которым мы сейчас вместе с Минэкономразвития и регионами работаем», — поделился Сергей Катырин.
Снижение страховых взносов, субсидирование кредитов и поддержка кожевенной промышленности — такие предложения по поддержке обувной отрасли выдвинули Торгово-промышленная палата и отраслевой Союз. Принятие этих мер должно привести к снижению себестоимости, позволить всем российским и ставропольским фабрикам конкурировать по цене и качеству с азиатскими, а также стимулировать рост производства и спроса на отечественную обувь во всех сегментах рынка.