Во время заседаний избирательной комиссии, при подсчете голосов избирателей и работе с документами могут присутствовать различные категории граждан. В том числе кандидаты, наблюдатели, представители СМИ.
Это позволяет соблюдать принцип открытости и гласности.
Кроме того, есть обязанность публиковать решения комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов. А у кандидатов, избирательного объединения есть право назначать наблюдателей.
Такую же возможность получили и субъекты общественного контроля. Это Общественная палата РФ и палаты субъектов РФ.
Каждый год увеличивается количество общественных наблюдателей, что дает больше возможностей для независимого общественного контроля над процессом голосования и подсчетом голосов.
Процедура голосования требует использования прозрачных или полупрозрачных контейнеров для бюллетеней. Такие инструкции указаны в нормативных документах ЦИК РФ. Надзор за выполнением этих правил возлагается на комиссии более высокого уровня по отношению к участковым избирательным комиссиям.
Стоит напомнить и об автоматизации избирательного процесса. Одним из таких изменений стало использование QR-кодов для протоколов участковых избирательных комиссий. Это позволяет ввести большинство данных в систему ГАС «Выборы» к 12 часам ночи в день проведения выборов.
Каждый наблюдатель может сопоставить данные из документа, полученного на месте голосования, с информацией, загруженной в систему ГАС «Выборы». Также предусмотрена возможность использования комплексов для считывания голосов — КОИБ. По сути, он является ящиком для голосования, оснащенным сканирующим устройством и процессором.
В процессе голосования человек размещает заполненный бюллетень в лоток сканирующего устройства. Оно считывает информацию с отметок на листе, сохраняет эти данные в своей памяти и засасывает бюллетень внутрь.
После завершения процесса голосования представители избирательной комиссии получают распечатку, содержащую автоматически собранные данные о результатах голосования на данном участке.