Posted 28 августа, 07:53
Published 28 августа, 07:53
Modified 28 августа, 08:07
Updated 28 августа, 08:07
С позапрошлого года количество таких дел увеличилось. Нередко за посты в социальных сетях присуждают более серьезные наказания, чем предусмотренные за преступления против жизни и здоровья граждан. В обращении, направленном главе государства членом СПЧ Евой Меркачевой, содержится просьба об устранении данного перекоса. Автор обращения, заручившись поддержкой научного и адвокатского сообщества, уже направила перечень инициатив по гуманизации в Государственную думу.
В конце 2023 года вопрос telegram-шантажа уже поднимался Евой Меркачевой. Она уверена, что подобные правонарушения не должны квалифицироваться как вымогательство. Последнее относится к категории особо тяжких преступлений, и поэтому следует пересмотреть правоприменительную практику с последующим смягчением наказаний.
В рамках статьи 163 УК РФ рассматриваются случаи требования оплаты под угрозой распространения нелицеприятной информации, что, по мнению экспертов, не соответствует происходящему в telegram-каналах.
Работающие с подобными делами эксперты утверждают, что публикация в соцсети подпадает под категорию «длящегося деяния». То есть, когда публикация есть, то и информация распространяется. В настоящее время, несмотря на то, что пост уже размещен, требование оплаты за удаление публикации трактуется как вымогательство.
Однако, по словам доктора юридических наук, профессора МГЮА Константина Ображиева, он сделал вывод о том, что такая трактовка неверна, после изучения множества уголовных дел. Дело в том, что требование оплатить удаление публикации нельзя считать шантажом под угрозой распространения информации, поскольку пост уже существует. В этом же убеждены и практикующие адвокаты.
Согласно мнению члена Адвокатской палаты Москвы Татьяны Пашкевич, поскольку информация уже распространена, то угрозы распространения быть не может.
Ранее тема пересмотра квалификации дел о telegram-шантаже была поднята на 14-м Конгрессе уголовного права. Участники мероприятия заключили, что если человек выразил желание оплатить удаление нежелательных данных, в действиях создателей telegram-канала не усматривается признаков вымогательства и правонарушения вообще. Однако, когда потерпевший не предоставил оплаты, при этом ему поступило предложение оплатить удаление контента, то рассмотрение дела может производиться в рамках статьи 179 УК РФ о принуждении к сделке.
Ученые и адвокаты считают, что в Российской Федерации необходимо скорректировать правоприменительную практику. В СПЧ разработали перечень предложений по гуманизации законодательных норм, который внесен в Госдуму. Далее поправки будут сформулированы и отражены в УК РФ, пишет 360.ru.