Около десяти лет назад сотни тысяч людей задавались вопросом, почему печально известная фотография «платья» была воспринята одними как белое и золотое, а другими — как синее и черное. Ведь как цвета могут казаться отличными от того, чем они являются на самом деле?
В некоторых случаях ответ связан с освещением; в других это зависит от нашей памяти или от того, что делают наши фоторецепторы.
Нейробиолог Бевил Конвей и его команда проанализировали дилемму, спросив 1400 участников, какого, по их мнению, цвета было платье, если изменить освещение. Они обнаружили, что ожидания людей относительно того, при каком освещении было снято платье, повлияли на то, какого цвета, по их мнению, оно было.
Люди, которые предполагали, что платье было снято при теплом освещении или лампах накаливания, думали, что платье было сине-черным (его настоящий цвет), в то время как люди, которые предполагали прохладный или дневной свет, видели белый и золотой.
Открытие показало, что ожидания людей от окружения объекта повлияли на их восприятие цвета.
Память может играть определенную роль в том, как мы видим цвет. Когда мы смотрим на знакомый объект, наш мозг присваивает ему ожидаемый оттенок или даже усиливает его окраску.
В исследовании, проведенном в 2024 году, участников попросили принести цветные предметы для эксперимента. Затем им нужно было определить цвет объектов при различном освещении в комнате, чтобы они выглядели следующим образом.
Несмотря на разные условия освещения, у участников не возникло проблем с определением оригинальных цветов объектов. Этот эффект называется постоянством цвета.
Это явление также объясняет, почему вы склонны «видеть» цвет в темноте, даже если нет световой стимуляции: вполне вероятно, что мозг конструирует цвет на основе памяти.
С другой стороны, когда объект незнаком, ваш мозг может назначить цвет, основываясь на ожиданиях от вида объекта
Иногда колбочки или цветные фоторецепторные клетки сетчатки, которые превращают свет в сигналы, могут обмануть мозг, заставив его «видеть» то, чего там нет.
Смотрите на этот флажок от 30 до 60 секунд, а затем направьте взгляд на пустое пространство. Что вы видите?
Для большинства людей остаточное изображение флага или яркое изображение, оставшееся после удаления объекта, будет казаться красным и синим на белом фоне. Это происходит из-за того, что наши фоторецепторы могут испытывать усталость.
У большинства людей есть три типа цветных фоторецепторов, или колбочек, которые названы в соответствии с длинами волн, которые они улавливают: длинные, средние и короткие.
«Длинные» и «средние» колбочки лучше всего воспринимают свет на желтой и зеленой длинах волн видимого спектра. Между тем «короткий» конус лучше всего улавливает «лавандовый» или фиолетовый свет.
Например, когда мы смотрим на красный лист бумаги (который имеет большую длину волны), длинный конус работает сильнее, чем остальные средний и короткий конусы. Если после того, как мы посмотрели на красную бумагу, мы перейдем к белому листу бумаги, средний и короткий конусы компенсируют активность длинного конуса и создадут воспринимаемый зеленый цвет.
Эта цветовая иллюзия называется негативным остаточным изображением, или иллюзией дополнительного цвета объекта. Напротив, глаз также может видеть изображение того же цвета, что и объект, которого больше не существует. Эта цветовая иллюзия также известна как положительное остаточное изображение и обычно имеет гораздо более короткий промежуток времени.
Такого эффекта не происходит с белым листом бумаги, потому что он содержит все длины волн в спектре видимого света. Когда мы смотрим на белую бумагу, все три типа колбочек стимулируются одинаково.